Немного истории

 
« На главную страницу

Форум »

Как играть »

Где купить »

История вистла »

Ваши записи »

Статьи »

Файлы »

Ссылки »

Мы »

 

Инструмент, теперь известный среди ирландских музыкантов как tinwhistle, "whistle", или "tinflute", имеет длинную родословную в исторической летописи народной музыки.

Впервые подобные дудки были известны в Китае, около 5000 лет назад. В Европу их конструкция попала примерно в 11 веке. Самые старые сохранившиеся экземпляры - костяные вистлы 12-ого столетия, недавно обнаруженные при раскопках Высокой улицы в старом норманском квартале Дублина.

Различные типы свистковых флейт, которые были прародителями современного tinwhistle, часто упоминаются в историях и в законах, управляющих древним ирландским обществом. Существует рассказ, в котором Ailen, предводитель волшебного племени Tuatha de Danann, использует feadan, чтобы разбудить жителей дворца Высокого Короля в Tara, чтобы тот мог выполнить свою "Месть В Канун Ноября", проводимую ежегодно (остаётся только догадываться, что это за мероприятие).

Игроки на feadan также упоминаюся в повествовании о Короле Ирландии, найденном в Судебных Законах, датируемых третьим столетием нашей эры.

В поэме 12-ого столетия упоминаются cuisleannach (игроки на cuisle или дудках) часто присутствующие на ярмарках ещё в дохристианский период. Однако сам поэт описывает их довольно неодобрительно (возможно, в силу лишь личной неприязни, или всё-таки из-за их игры).

Более одобрительное отношение к cuisle высказано переводчиком 12-ого столетия Acallam na Senorach, сравнившего этот инструмент с тембром и звуком голоса девушки.

Одно из самых интересных упоминаний даёт поэма, найденная в древнем городе Teach Miodhchuarta. В ней содержатся описания королевских банкетов в Tara; cuisleannach отнесены в то же самое подразделение, что и кузнецы, изготовители доспехов, жонглеры, сапожники, рыбаки (короче, простой люд), и названы их социальными соотечественниками.

Благодаря усилиям тогдашних специалистов 19-ого столетия в ирландском обществе стало возможным некоторое понимания природы различных "музыкальных труб", которые процветали в это время.

Оба, инструмента - feadan (также называемый feadog) и cuisle (cuiseach), относятся к "дудке, трубе, артерии, вене", и делались из выгнутых стеблей растений типа тростника и других трав, (дополнительное значение feadan - "полая палка").

Изготовитель Uileann Pipes (ирландских волынок) Патрик Эннеллай из Чикаго вспоминал, что, будучи мальчиком в Мейо, он часто делал музыкальные инструменты из соломы зрелого овса, просто доставая сердцевину стебля, и затем формируя свисток и отверстия для пальцев перочинным ножом.

Скорее всего, основные структурные принципы таких инструментов были обнаружены довольно рано многими людьми. Позже, когда технология обработки продвинулась вперёд, стали использоваться более долговечные материалы типа древесины и кости, и различные конструкции fipples, были изобретены язычки и трости для извлечения звука в инструментах.

Высеченные на камнях рисунки 9-11 столетий показывают эти флейты прямыми, или иногда немного изогнутыми у основании. Они обладали узким конусным каналом, который расширялся к основанию, и имели длину примерно 14 или 24 дюйма.

Изготавливаемые в настоящее время вистлы в ключе Bb (си-бемоль) (строящиеся на два тона ниже "концертной" тональности D) составляют 14.3/4 дюймов в длине, это предполагаемый, но это не досконально точный строй тогдашних feadog или cuisle.

Гармонические и, возможно, "overblowed", т.е. "передутые" ноты, использовались, как и для подобных типов простых флейт во всем мире.

Продольные представители дудок общего типа, найденные сначала в средневековой Бретани и Ирландии, также были обнаружены в Сомерсете и Маунтутшире, Англия. Две, сделанные из кости оленя, дудки имели пять верхних отверстий; одна имела два нижних отверстия для больших пальцев, в то время как другая дудка имела только одно. Одна дудка обладала диапазоном в полторы октавы, вторая - две с половиной октавы. Эти инструменты были реставрированы до играбельного состояния, и обнаружилось, что они давали диатонический звукоряд (как современные tinwhistle). Это свидетельствует о возможности играть несложные мелодии в те времена.

Современный tinwhistle принадлежит к разновидности музыкальных инструментов, названных flageolets, известным примером которой является блок-флейта. Термины "свистковой флейты" или "fipple-флейты" также используются, чтобы определять метод звукоизвлечения flageolets. Хочется обратить внимание, что теперь flageolet называется свистковая флейта, имеющая четыре верхних и два нижних отверстия, одно из которых - октавное.

Fipple (фиппл) - устройство, сформированное маленьким штепселем или блоком, обычно из древесины, установленным в мундштук, или, в некоторых случаях, - частью мундштука непосредственно.

Fipples в средневековых костяных флейтах были сделаны из глины. Создавалось узкое пространстве в виде щели между фипплом и внутренней стенкой инструмента.

Воздушный поток, формируемый игроком, направляется этой системой на острый край дудки сразу за фипплом, таким образом производя звук. Этот тип вертикально-задуваемой (продольной) флейты стал известен в Европе в 11 столетии, и, согласно музыковедам, существует сегодня в различных формах во всем мире.

В начале 19 века английский whistle окончательно оформился, как инструмент с шестью игровыми отверстиями. Некоторые whistles всё же имели традиционное отверстие для большого пальца, однако техника передувания позволила с успехом обходиться и без него.

Дальше я просто обязан повести свой рассказ о человеке, который сделал вистл тем, чем он сейчас является - tin whistle.

История Роберта Кларка

Роберт Кларк жил и работал на ферме в маленькой деревушке Кони Уэстон, что в Англии, простым чернорабочим. Он был талантливым музыкантом, и неплохо играл на деревянном вистле при всяком удобном случае. Может, именно из-за этого, а может, и по другой причине, но в 1843 году хозяин фермы обвинил его в недобропорядочности, и уволил беднягу.

Роберту пришлось искать способ, как зарабатывать себе на хлеб, да ещё и содержать семью.

Тогда он и заинтересовался возможностью изготовления вистла из металла, по подобию имеющегося у него деревянного. Почему из металла? А спросите современных изготовителей вистлов из дерева, почему они так дороги? :) Роберт узнал о существовании нового материала - "tinplate", то есть белой жести. Так называли стальные листы, покрытые оловом. Олово препятствовало коррозии стали, да и вообще улучшало эстетические свойства материала.

Кларк отправился к знакомому кузнецу, и спросил, можно ли достать tinplate, и как сделать из жести дудочку "...как вот эта, деревянная"? Не видя в этом труда, кузнец помог (а когда это ребята не помогали?), и у Роберта получилась неплохой инструмент. Причем, настолько неплохой, что он решил начать бизнес по изготовлению TinWhistle!

Его родная деревня не могла быть местом, где можно открыть настоящее дело. Поэтому Кларк, собрав инструменты и прочий хлам, погрузил всё это в тележку, и, вместе с сыном (кстати, тоже Робертом) отправился в Лэнкшир, - там, ему сказали, "есть где развернуться".

Так шли они, толкая тележку перед собой от Кони Уэстон, и аж до самого Манчестера.

Когда по пути располагались деревни и городишки, имеющие рынки, Кларк останавливался там и делал тин-вистлы, чтобы тут же продать. При всех он мастерил свои дудочки, и играл на них. Говорят, гудящий рынок замирал и слушал, как наш герой играет свою любимую мелодию "Danny Boy".

Иногда ему встречались ирландские чернорабочие, что строили железные дороги и каналы, он продавал вистлы им - ведь просил Роберт немного, и практически каждый мог купить для себя это удивительный музыкальный инструмент. Так тин-вистлы попали в Ирландию, и скоро стали самым любимым ирландским народным инструментом.

Достигнув Манчестера, Роберт Кларк организовал под навесом фабрику, и вскоре стал успевающим производителем. Позже он отстроил новую, настоящую фабрику, два дома, да ещё и церковь в близлежащей деревушке Нью-Мостон. К тому времени он был уже довольно богатым человеком...

До сих пор The Clarke Tinwhistle Company производит вистлы, и до сих пор они доступны практически каждому. Вистл, возможно, один из самых недорогих и простых музыкальных инструментов. Свои первые вистлы Кларк называл "Meg", это викторианское слово означает монету в пол-пенни, - именно за это сумму можно было приобрести инструмент от Роберта.

Теперешняя модель "Meg" выпускается в память о тех днях, и теперь это - самый дешёвый (но совсем не самый худший) вистл в мире.

Ты можешь купить себе такой, или даже первоначальный проект - Clarke Original, и прикоснуться к истории Роберта Кларка -- человека, делавшего инструменты для народа...

Немного о Low Whistle

Инструмент, называемый теперь low whistle (дословно: низкий свисток) является очень близким родственником типичному вистлу (я не буду употреблять выражение high whistle, которое иногда используется для более чёткого смыслового различения этих инструментов). Широкая популярность low whistle среди традиционных музыкантов современности заставляет внимательнее приглядеться к этому относительно молодому инструменту. Более богатый, сложный, тревожный и задумчивый звук позволяет делать интересные аранжировки произведений не только в жанре традиционного фолка, но и в производных от него стилях.

Информация относительно изобретения low whistle различна, и выделяют три основных теории происхождения "низкого свистка".

Low whistle, как инструмент 17-го столетия

Низкий вистл сначала называли "ветрикальной флейтой" из-за его формы. Это - потомок блок-флейт, разработанных в течение 16-ого столетия. Первые low whistles имели конический канал и шесть игровых отверстий, заимствованных от ранних поперечных флейт. Они делались из дерева, и были ненастраиваемыми. В конце 17 века, когда металлообработка достигла нужного уровня, низкие вистлы начали изготавливать из латуни и никеля. Для этого, как правило, металл скатывали в трубку и спаивали, как конический вистл Кларка. Некоторые инструменты уже имели слайд настройки. Эти вистлы использовались в течение всего 18 века, и были найдены в Ирландии, Великобритании, Канаде и Соединенных Штатах. Говорят, что повторное появление вертикальных металлических флейт в ирландской музыке было замечено в 1970-х годах благодаря музыканту Finbar Furey. Также считается, что именно он ввёл термин "low whistle".

Low whistle, как инструмент 20-ого столетия

Низкий вистл - очень недавнее изобретение (возможно, не более 30 лет назад); и тому же, принят в ирландскую музыку ещё более недавно. В то время как его широко распространение в концертах "Riverdance" и подобных сделало много, чтобы увеличить узнаваемость инструмента, немного игроков нашли эту замену очень пригодной к употреблению в качестве традиционных ролей флейты или tinwhistle. Вообще говоря, чаще всего low whistle используют как инструмент "специальных эффектов" на нескольких отдельно взятых мелодиях. Хотя есть некоторые исполнители, играющие исключительно на низких вистлах. Много людей, кажется, находятся под впечатлением, что низкий вистл позволят получить звук, подобный флейте, при этом не имея необходимости делать ту работу, что требует флейта. Это мнение не совсем верно, так как флейта всё же звучит неповторимо, да и low whistle не всегда так прост в игре, как tinwhistle. Можно с допущением сказать, что low whistle - что-то среднее между вистлом (по простоте игры) и флейтой (по богатству звука). Ну да ладно, это чисто моё мнение, перейдём к третьей, наиболее упоминаемой теории.

Low whistle, как изобретение Бернарда Овертона

В конце шестидесятых одними из самых известых музыкантов, что задавали тон на английской фолк-сцене, были братья Эдди и Финбар Фьюри. Основным явлением был состав Финбара под названием "Одинокий лодочник". Сам Финбар играл в этой группе на индийской бамбуковой флейте в Ля-бемоле. В конце концов этот инструмент, в силу физического износа, дал трещину, и держался последние свои дни только благодаря липкой ленте и жевательной резинке. Однажды ночью Финбар случайно сел на свою несчастную флейту, доконав её полностью.

Необходимость в новом инструменте вынудила Финбара сделать заказ у англичанина по имени Бернард Овертон. Он занимался в то время изготовлением поперечных флейт. Бернард взялся за создание опытного образца low whistle в тональности СОЛЬ... Когда инструмент был готов, Финбар был настолько заинтересован им, что попросил Бернарда сделать для него ещё один, в тональности РЕ (ниже tinwhistle ровно на октаву). Это было рождением династии Overton...

Популярность Финбара Фьюри была настолько высока, что многие спрашивали у него, откуда он взял этот новый инструмент? Так Бернард Овертон начал получать свои первые заказы, и вскоре уже оставил всю остальную работу, полностью занявшись изготовлением только низких вистлов. В настоящее время разработано более 20 различных тональностей Overton, а также специальные модели (с дополнительнымим игровыми отверстиями).

Многие производители начали делать low whistle, в большей или меньшей степени копируя модель Overton. Однако мало кому удалось приблизиться к звуку "космической водосточной трубы", как иногда называют Overton.

Несколько лет назад Бернард Овертон решил оставить изготовление вистлов, приняв решение, которые повлекло цепь событий, заставивших хрупкий рынок продажи заказных вистлов разрушиться. Бернард продал права изготовления Overton двум людям - Колину Голди и Филу Харди.

Харди интересовался коммерческой стороной работы. Довольно быстро он решил разработать новую серию вистлов, основанную на Overton, но заводского, а не ручного изготовления. Теперь эти вистлы выпускаются под маркой "Chieftains", и, благодаря массовому производству (а значит, и меньшей цены) стали очень распространены.

Колин Голди придерживался полностью ручной работы, и делает вистлы точно так же, как делал их Бернард Овертон. Его инструменты пользуются большим уважением и спросом благодаря безупречности и стабильности качества звука. К несчастью, в 2008 году Берднард ушёл из жизни, и, с августа 2009, по требованию семьи Бернарда Овертона, Колин Голди не называет больше свои вистлы "Overton". Теперь он использует свою собственную фамилию - "Goldie", сохранив высочайшее качество и неповторимый звук инструментов.

"Вот снова пиар!", скажете вы, но тут уж ничего не поделаешь... Много лет термины "low whistle" и "Overton" были практически синонимами, и я не знаю другой истории, которая могла бы более достойно расказать о рождении этого нового инструмента, одного из самых молодых инструментов на свете. Красивый инструмент - красивая история, так уж у нас заведено... :)

Slayer®