Как играть. Урок 3.

 
« На главную страницу

Урок 1 »

Урок 2 »

Урок 3 »

Урок 4 »

Урок 5 »

Урок 6 »

 


Нота C#

Эта нота называется До-диез, и, как мне кажется, самая простая для извлечения. Взглянув на рисунок, ты поймёшь, почему :)


Вот как она звучит:

Да, чтобы сыграть C#, не нужно закрывать никаких отверстий. Но тут и возникает вопрос - как же в этом случае держать вистл? Очень просто.


Ведь у тебя есть ещё четыре точки опоры. Первая - большой палец левой руки, поддерживающий вистл снизу. Вторая - большой палец правой. Треться - мизинец правой - он ставится на вистл сверху, за самым дальним отверстием. Четвёртая - твои губы, которые сжимают свисток вистла. Этих точек достаточно, чтобы вистл уверенно держался пр игре. Иногда вместо мизинца правой вистл прижимают безымянным и(или) средним пальцами. На самом деле, это работает. Можно даже закрыть все три дальних отверстия, и на звуке это почти не отражается. Играй так, как тебе удобно, хотя я бы советовал классический способ с применением мизинца.

Нота C

Эта нота До - или чистая До, или С, или Сnat, или "неуловимая До"...

Как не назови, данная нота, по-видимому, является самой проблемной нотой вистла. Почему? Да только лишь потому, что ДО не всегда одинаково зажимается на разных вистлах. Обычно предлагается следуюший способ извлечения:


Вот как это звучит на Clarkes Meg D:

Для этого вистла способ, изображённый на рисунке, почти подходит. Я говорю "почти". На самом деле, если воспользоваться электронным тюнером, то можно заметить, что такая C очень часто может иметь частоту, немного выше или ниже, чем нужно теоретически. Причём, эта частота ещё более высока, если немного увеличить струю воздуха в свисток вистла. Разные вистлы могут давать разную высоту С, некоторые удачно звучат точно в ноту, а некоторые совсем мимо. Поэтому хрестоматийная аппликатура указывает наиболее близкое к реальному звучание ноты для большинства вистлов. Однако, если ты замечашь, что такой способ для твоего вистла не подходит, имеет смысл попробовать иные варианты.

Для записи аппликатуры отдельных нот вистла очень часто используют условное обозначение с применением букв. Так, например, С записывают:

ОХХ ООО

При этом имеется в виду, что свисток находится слева. Очень удобно и понятно - открытые отверстия обозначают О, а закрытые - Х. Я и в дальнейшем буду использовать этот способ записи, надеюсь, ты не против.

Так вот, если на твоём вистле нота С звучит выше, чем нужно, то можно попробовать вот эти схемы:

ОХХ ХОО или ОХХ ХОХ

Если же нота ниже (что случается гораздо реже), то рекомендуют использовать способы:

ОХО ХОО или ОХО ХХО или ОХО ХХХ

Теперь ты понимаешь, что значит "неуловимая До" ? :) Вся её подлость в том, что, если ты играешь на нескольких вистлах, для которых используешь разные способы постановки пальцев, то порой трудно держать в голове нужный для конкретного вистла способ. Ведь ноты нужно извлекать очень быстро, и не думать, как, чисто механически. К счастью, лично у меня сложилось так, что все мои вистлы, на которых я постоянно играю, лучше всего идут по способу ОХХ ХОХ.

Дальше - Урок 4

 

Slayer®