Сэнди, я твой скептицизм не разделяю=) Очень важно не только то, чему учишься чисто технически, но и на кого ориентируешься в процессе учения. Мик О'Браен - имхо, очень и очень достойный пример для подражания.
Гед, я не спец по волынщикам, конечно, но на мой взгляд волынщиков сложно классифицировать по каким-либо стилям. Да, некоторые стили всё же выделяют, к примеру, линию странствующих пайперов, среди которых - легендарный Джонни Доран и не менее легендарный Пэдди Кинан. Но все эти стили связаны так или иначе с личностью или семьей, и, разумеется, отталкиваться надо от того, у кого тот или иной пайпер учился и кого слушал. Могу сказать определённо, что Мик О'Браен, вышедший из дублинской (условно говоря) школы, более всего уважал и слушал двух пайперов: Шеймуса Энниса (Seamus Ennis) и Вилли Клэнси (Willie Clancy), коих и рекомендует слушать всем. Именно на этой почве, кстати, они сошлись с Квивином О'Рахалли, т.к. последний тоже много слушал этих выдающихся пайперов. Я не уверен, что ты сможешь "переварить" старых волынщиков, тем более, что далеко не всегда они звучат так, как Мик. В плане богатства звука и техники, а также общей
душевности - несомненно, эти две фигуры превосходят многих современных волынщиков. Что до характера игры - очень интересно, но иногда они играют страсть как быстро и гораздо более хаотично. Однако факт остаётся фактом, сильнейшими влияниями на свой стиль Мик называет Энниса и Клэнси.
По поводу технической стороны дела. Во-первых, Мик играет на разных волынках, хотя очень часто его можно услышать играющим на сете в B или Bb. Это не значит, что на сете в D он звучит совсем по-другому.
Вот, пожалуйста, видео с сетом в ре:
http://www.youtube.com/watch?v=mb8pYQsAmcwНа своём первом альбоме May Morning Dew Мик также играет на разных сетах.
Мне совсем не кажется, что на сете в ре он играет менее чётко и более сбивчиво. Или наоборот. Тут, мне кажется, дело не только в ширине дырок, расстоянии между ними и управляемости инструмента в целом. В этом мы смогли неплохо убедиться, когда Саня дал свой пайп, который доставлял ему аццкие муки, на проверку Мику. Он сыграл как ни в чём не бывало, в своём характерном стиле и отметил, что пайп СЛИШКОМ ЛЁГКИЙ. Это было откровением))
Во-вторых, разные инструменты - разная техника. Что касается вистлов, Мик опровергает стереотипы некоторых пайперов о том, что ритм могут задавать только пальцы. Как ты мог уже услышать, он активно использует придыхание, чтобы подчеркнуть слабую долю в рилах и сильную - в джигах. Плюс потрясающе чёткий и ровный ритм в сочетании с интересными и неожиданными, но не избыточными вариациями.
Касательно пайпов, я не могу компетентно описать техническую сторону дела, но я знаю общий принцип: играть медленно, чётко и с постоянным внутренним "пульсом". Мне кажется, на волынке, в отличия от вистла/флейты этого можно добиться как раз ТОЛЬКО пальцами, т.е. timing'ом. Надо научиться акцентировать нужные доли. На бумаге это не распишешь, а если и распишешь - толку-то, единственный рецепт - слушать Мика, снимать его версии тьюнов, играть под него, играть самостоятельно, записывать себя со стороны и слушать, сравнивать и отмечать, чего не хватает и куда надо стремиться. По прошествии времени - вырабатывать свой собственный стиль, который и так по-любому будет твоим, сколько бы ты ни снимал))
Мика я тоже очень люблю и очень хочу снова с ним встретиться. В Милтаун Мэлби мне повезло посейшенить с ещё одним известным (предположительно) дублинцем, играющим на флэт-сете - Патриком Мак Махуной (Padraig MacMathuna). Это просто НЕЧТО! Стиль очень похожий, неторопливая ритмичная игра и искусное гармоническое сопровождение на регуляторах. Райский звук. Какое счастье, что на скрипке можно играть с кем угодно - достаточно перестроиться)))