МакГи на сайте пишет, что звукоизвлечение в англ. школе менялось со временем - во время Николсона, т.е. в 30е годы 19го века оно было как раз как сейчас ирландское, про которое мы говорим, потом постепенно становилось ближе к французскому, если я правильно помню. Там он приводит выдержки из учебников по флейте известных флейтистов.
Вот тут у Вилсона на
http://www.oldflutes.com, кстати, есть такой момент в главе про английские флейты. Речь о флейтах Николсона - т.е. с увеличенным амбушюром, игровыми отверстиями и каналом:
"The large-holed English flutes can be very difficult to handle. Intonation is weird. The low d' is often very flat, while the a' and b' are sharp. The e''' and e'''b can be flat. Often bore shrinkage exacerbates the problems, but these symptoms seem to be part of the design. The correct method of blowing can help. They seem to require a tight embouchure with the lips above but close to the outer edge, and like to be played "on the edge", where notes, especially the lower octave notes, are about to overblow into higher harmonics. Then the tuning seems better, and the tone is wonderfully rich. No other type of flute can sound like this. But to keep this up for long takes a lot of strength. Nicholson could do it, but some of the rest of us have trouble. I do not feel that I play my best on this style of flute, but after demonstrations that include numerous flutes, many listeners will recall and comment favorably on the memorable and distictive sound of the Nicholson flute.""Английские флейты с большими отверстиями могут оказаться весьма непросты в обращении. Строят странно. Низкое Ре часто очень низит, а ля и си 2й октавы могут высить. Ми и Ми-бемоль третьей могут занижать. Часто эти проблемы происходят из-за усыхания канала флейты, но вышеперечисленные симптомы, очевидно, заложены в конструкции. В таком случае может помочь правильный способ дутья. Эти флейты требуют плотного амбушюра - губы плотно прижаты, над отверстием, но ближе к внешнему краю. Нужно выдувать звук как бы "на грани" - на грани передува в верхние гармоники, особенно нижнюю октаву. В этом случае строй становится правильным, а тембр замечательно богатым. Никакие другие флейты так не звучат. Но долго поддерживать этот способ звукоизвлечения достаточно трудно - требуется много сил. Николсон был на это способен, но некоторым из нас это тяжело. Я не чувствую, что могу полностью продемонстрировать все возможности подобного вида флейт, но многие люди, после демонстрации флейт различных типов вспоминают с восхищением именно звук флейт Николсона - настолько он отличается".
Вообще неудивительно, что ирландская традиция унаследовала особенности английской школы - Англия то близко. Да и мощно, громко, мужественно - как раз по-народному,по-ирландски. Куда там французам:).
Однако я тут подумал, а как в Америке было, интересно, там-то поразнообразней выбор был - МакКенна вон на фотографии с нах-майером немецким сфотографирован:).