Не так давно в интернете начала деятельность загадочная московская мастерская под названием "Гармония Звука", выпускающая различные простые деревянные духовые инструменты.
Мастер решил изготвить ирландскую флейту и обратился ко мне по некоторым вопросам относительно ирландок.
В конце концов он выпустил вот такие инструменты : http://garmoniyazvuka.ru/flutes/irish/
Внезапно мастер предложил прислать мне одну из моделей на тест-драйв, для выяснения сильных и слабых сторон, - вот такую:
Было очень любопытно, у нас ведь никто не делает ирландские флейты, и, честно говоря, многого я не ожидал, памятуя об опыте создания некоторыми нашими мастерами ирландских инструментов. Вскоре флейта приехала, и - внезапно оказалась очень неплохим инструментом!
Теперь подробнее. Флейта уже месяц у меня, немного разыгралась, поэтому можно сделать некоторые выводы.
Поскольку у меня есть "настоящая" ирландская флейта из Ирландии, от молодого, но уже зарекомендовавшего себя мастера François Baubet, то по ходу рассказа буду сравнивать флейту от Гармонии Звука с ней.
Вот 2 флейты в сравнении
Флейта сделана из Honduras Rosewood - т.е. гондурасского палисандра - дерево темное, бордового оттенка. Внешний дизайн оригинальный, мне лично понравился. Приехала флейта в тонком замшевом чехольчике на три отделения, симпатичном, но на мой взгляд, чехол сделать бы посерьезнее - чтоб была хоть какая-то теплоизоляция и ударопрочность.
Флейта целиком деревянная, металлических деталей не имеет, состоит из 4 х частей - головы, бочонка, верхнего и нижнего колен, соединения нитяные, подстроечный слайд деревянный, торцевую пробку не вынимал.
Сделана флейта не шедеврально, но достаточно аккуратно, с пакистаном не сравнить. В первый день от нее исходил какой-то неприятный рыбный запах - то ли льняное масло прогоркло, то ли еще что, но мастер сказал, что так пахнет само дерево. Впрочем этот запах пропал уже на 3й день, посему это не проблема.
По параметрам флейта может примерно соответствовать определению middle-holed Rudall, но канал немного необычен - голова - цилиндр, верхнее колено коническое, нижнее - снова цилиндр. У моей ирландки сужение продолжается до самого нижнего выхода. Канал сам обработан хорошо, но, вероятно, можно и лучше. Игровые отверстия у флейты ГЗ по диаметру на полмиллиметра больше, чем на моей, однако амбушюр значительно меньше - почти круглый.
Флейта имеет оригинальный деревянный подстроечный слайд - на нитках, вполне работает, в 440 флейта звучит на 7-8 мм выдвинутого слайда. Сомнение сразу вызвал бочонок, представляющий собой короткую и довольно тонкую - 5мм, деревянную трубку. Однако за месяц с ним ничего не произошло, как и со всей флейтой, хотя погода менлась и недавно у нас починили отопление - оно стало работать гораздо лучше, чем до этого, и влажность изменилась.
Нитяные соединения пришлось намазать свечным стеарином, чтобы сидели плотно и не пропускали.
Флейта отлично строит, звукоизвлечение достаточно несложно, - на моей - сложнее; амбушюр устойчив,- звук, само собой, нужно "найти", то есть сама по себе флейта не заиграет, к амбушюру нужно подстраиваться, привыкать, но, видимо, за счет небольших размеров отверстия звукоизвлечение на флейте ГЗ ощутимо проще и менее требовательно, чем на моей. Расход воздуха так же поменьше.
Тембр - приятный, красиво играть можно; мастер пишет "получилась флейта с бархатным звуком" - в принципе похоже, - флейта относительно негромка, звук камерный, домашний. При нахождении правильного амбушюра у флейты прорезается вполне английский звук, однако по сравнению с "правильными" ирландками плотности и яркости флейте не хватает. Это не значит, что флейта тиха и невнятна - она успешно прошла испытания игрой в дуэте с арфой, в трио скрипка-гитара-флейта - флейту слышно хорошо. Испытывалась и на громком сейшне - тут результаты менее обнадеживающие - в гуще сейшна тонет, особенно если есть еще одна или больше "правильных" ирландок.
Камерность звука в определенных условиях внезапно оказалась преимуществом, - жене моей, которая играет на ирландской арфе, флейта ГЗ оказалась удобнее, из-за лучшего баланса по громкости между флейтой и арфой - я, играя на своей ирландке, которая орет как труба, арфу за собой иной раз почти не слышу. Также жена сказала, что на флейте ГЗ ей извлекать звук проще, чем на моей ирландке или немке.
Итак, могу сделать вывод: получился хороший рабочий инструмент начального уровня, замечательно пригодный для первоначального обучения на ирл.поперечке, игры в одиночку дома или в небольших ансамблях. Выступать с ним тоже, я считаю, тоже можно (очень вероятно, что я как раз это вскоре сделаю - Патрик на носу).
Флейта проста в обращении, строит, звукоизвлечение несложное, тембр приятный, "английский характер" присутствует.
Возможно, если мастер изменит некоторые параметры, можно добиться повышения громкости и большей плотности и яркости звучания. Но, с другой стороны, камерность имеет и свои преимущества.
В общем - твердая четверка:).
Можно смело рекомендовать начинающим (если мастер не заломит цену, конечно, и если стабильность качества сохранится или повысится).
ПС. Сейчас побегу на наш сейшен - попробую поиграть еще.
Звуковой файл на подходе.