в равномерно темперированном строе у всех тональностей разные интервалы между ступенями
Ни скрипка, ни флейта, ни волынка, да и вистлы, в общем-то, тоже не являются темперированными инструментами. Если ты можешь корректировать высоту каждой ноты в пределах какого бы то ни было интервала - это уже не темперация (и слава Богу). Другое дело, под эту хренову темперацию сейчас большинство ушей заточено. Для игры в группе с гитарами-клавишами это как бы необходимо, соло же это звучит уныло - однообразно (от этого же проблемы вроде "эти старые музыканты так страшно лажают - слушать невыносимо" => чушь). Ну да в любом случае какая-то свобода действий и индивидуальность у всех скрипачей и флейтистов остаётся, потому что интервалы априори строятся
на слух.
Когда скрипач каких-нибудь Дервишей перестраивает скрипку на полтона вверх, он изменяет интервалы и играет в таких Bb/Eb которые будут у фортепиано, или просто механически поднимает все звуки на полтона?
Если ты перестраиваешь скрипку на полтона или больше, сыграть в той же самой аппликатуре те же самые интервалы не выйдет из-за "несоответствия мензуры полученному питчу", как выразился Исаев) Если музыканты играют в нескольких строях (что не редкость, на полтона перестраиваться придумали не Дервиши, до них масса других музыкантов так делали и делают в разных частях Ирландии), приходится запоминать точное расположение нот для каждого строя. Или лажать) Выявляются изменения в мензуре очень просто - даблстопами/аккордами.
Да, то что любой скрипач может сыграть в ми-бемоль мажоре и т.п. (не любой, кстати, а либо с классическим образованием, либо часто такое практикующий - с полпинка в непривычной тональности без лажи не поиграешь, а многие традиционные музыканты этого никогда и не делают, и это их полное право) не отменяет того, что в каждой тональности сеттинг тьюна будет другим (из-за открытых струн, где роллы не поделаешь, разного звучания роллов на каждом пальце и т.п.). Этот сеттинг может стать новым и необычным, а может и корявым, особенно из-за непривычности строя) Поэтому перестраиваться или не перестраиваться - дело вкуса каждого, а не показатель "класса". Тьюны в соль-ля часто существуют в парах. А вот чтобы сыграть в ми-бемоль мажоре, си-бемоль мажоре (например, под флэт-сет пайпов) обычно перестраиваются. При этом звук инструмента кардинально меняется, так что ради одного разнообразия оно того стоит)