Ритмы в ирландской музыке

Раздел помощи в обучении

Ритмы в ирландской музыке

Сообщение aistear 14 ноя 2008 12:47

У кого есть инфа по этому поводу? Желательно какой-нибудь видео/аудио туториал.
Но и описание тоже сойдет.
Спасибо!
aistear
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 05 окт 2008 11:31

Re: Ритмы в ирландской музыке

Сообщение Викинг 14 ноя 2008 15:46

в смысле , ритмы? размеры?
Аватара пользователя
Викинг
 
Сообщения: 398
Зарегистрирован: 30 мар 2008 22:44
Откуда: Киев

Re: Ритмы в ирландской музыке

Сообщение aistear 14 ноя 2008 17:23

Имеются в виду акценты, ритмические особенности рила,жиги и т.д.
aistear
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 05 окт 2008 11:31

Re: Ритмы в ирландской музыке

Сообщение Donny 05 мар 2009 19:08

ать-ать! чё темку забросили? мне бы тоже хотелось бы поинтересоваться по поводу размеров, ну как я понял:
полька - 2/4
рил - 4/4
джига - 6/8
Ну может чё ещё там есть, а ?) а то вистл-гуру отмолчитесь, а между собой как на другом языке птом разговариваете)
да и ваще можт словарик вистлера составить :geek: все часто юзаемые термины там и тп)
где мои носки?
Аватара пользователя
Donny
 
Сообщения: 79
Зарегистрирован: 28 фев 2009 22:21
Откуда: Уфа

Re: Ритмы в ирландской музыке

Сообщение Slayer 05 мар 2009 21:40

Ваще неясно, что имеется в виду.
Аватара пользователя
Slayer
Site Admin
 
Сообщения: 605
Зарегистрирован: 18 мар 2008 19:55
Откуда: Belarus

Re: Ритмы в ирландской музыке

Сообщение Donny 05 мар 2009 22:26

так понятно) тут просто есть люди опытные да и некоторые с муз. обазованием (я таковым неявляюсь :oops: ) а есть такие как я которые пытаются выразить свою мысль, но как то не особ выходит, вообщем я лично имел ввиду именно про вариации размеров мелодий, какие существует (иначе я хз как сказать) рил, джига. Если уж совсем тупой вопрос то наверн темка бесполезна :cry:
где мои носки?
Аватара пользователя
Donny
 
Сообщения: 79
Зарегистрирован: 28 фев 2009 22:21
Откуда: Уфа

Re: Ритмы в ирландской музыке

Сообщение Бреголас 06 мар 2009 07:46

Да вопрос-то замечательный, особенно если речь идёт об этом:

Имеются в виду акценты, ритмические особенности рила,жиги и т.д.


...только музыкальное образование в этом деле не поможет, а то и повредит - это чувствовать надо, нужен опыт слушания музыки. Если нужно техническую часть - пожалуйста, постараюсь изложить в подробностях сегодня из собственного опыта, как домой приду...
Аватара пользователя
Бреголас
 
Сообщения: 186
Зарегистрирован: 19 мар 2008 20:55
Откуда: Москва

Re: Ритмы в ирландской музыке

Сообщение Donny 06 мар 2009 19:48

спасибо) ждёмс.. буду рад любой информации :)
где мои носки?
Аватара пользователя
Donny
 
Сообщения: 79
Зарегистрирован: 28 фев 2009 22:21
Откуда: Уфа

Re: Ритмы в ирландской музыке

Сообщение Бреголас 11 мар 2009 03:26

Добрался...
Ну, во-первых, чтобы охватить большинство вариантов ритмов, даю следующую ссылочку: http://www.irishtune.info/rhythm/
Это теория, чтобы просто для начала ориентироваться в разнообразии танцев. На практике всё посложнее, чем написано в нотах...

Основные разновидности тьюнов в ирландской музыке, которые нужно знать для начала это:
Рил (4/4), например, Rolling In The Ryegrass
Джига (6/8 = double jig или просто джига, например, Donnybrook Fair; 9/8 = slip/hop jig или слип джига, например, Rocky Road To Dublin)
Хорнпайп (4/4), например, Boys Of Bluehill
Полька (2/4), например, Ballydesmond
Слайд (12/8), например, Denis Murphy's

Примеры все из вислбука, о котором, думаю, ты уже знаешь:)

Последние две разновидности (да и многие хорнпайпы тоже) получили распространение во многом благодаря небольшой области Sliabh Luachra (Шлив Лухра), расположенной на границе графств Керри и Корк. Местное исполнение полек и слайдов можно считать эталонным, но к сожалению, зачастую (особенно у нас) оно значительно упрощается, так что тьюны теряют всю свою характерность. Но об этом позже.

Кроме того, существует такое растяжимое понятие как "эйр". Оно включает в себя мелодии на самые разные ритмы (часто на ритм вальса 3/4, или просто на 4/4). Это могут быть и мелодии из песен (Boolavogue, Oro Se Do Bheatha Abhaile) и просто тьюны, народные (An Ghaoth Aneas) или авторские (Si Beag Si Mhor арфиста О'Кэролана). Отдельно я бы рассматривал такое явление, как слоу эйры (slow airs). Часто это мелодии из песен древнего стиля пения sean-nos (шан-нос), либо написанные/исполненные в том же духе. Они отличаются отсутствием постоянного ритма, погружённостью в исполнение, звук. Про шан-нос можно погуглить и посмотреть темы на форуме. Пример слоу-эйров: An Raibh Tu ag an gCarraig? (Were You at the Rock?), Seolfaimid Araon na Geanna Romhainn, Carolan's Farewell To Music.

Также иногда играют марши (ритм обычно на 2/4, 4/4, реже - на 6/8), исполняются они весьма по-разному, но на пайпах и с ритмичной раскачкой звучат особенно естественно. Тот же Foggy Dew (здесь его играют, правда, скорее как эйр).

Если польки-слайды это "эндемики" Шлиф Лухры, то для севера Ирландии (особенно для графстве Донегол) эндемичными являются мазурки, барндансы (barn dance/one step/german), флинги (fling/highland fling), страспеи (strathspey/highland) скоттиши (schottische). Многие из них имеют шотландское происхождение и часто - "сбитый" шотландский ритм со snap'ами. Не буду на них останавливаться, т.к. не специалист по Донеголу или Шотландии, если интересно, можешь обратиться к Исаеву)


Всё это, по сути, является лишь перечислением муз. размеров этих разновидностей тьюнов (т.е., проще говоря, указанием на то, как часто чередуется первая сильная доля и как, соответственно, эти тьюны разбиваются на такты). Но самое интересное - это именно характер исполнения этих тьюнов: акценты, пульс/лилт/свинг и проч. Об этом я напишу, пожалуй, в следующий раз...
Аватара пользователя
Бреголас
 
Сообщения: 186
Зарегистрирован: 19 мар 2008 20:55
Откуда: Москва

Акценты и пульс в ирландской музыке: польки

Сообщение Бреголас 11 мар 2009 15:41

Определяющий фактор в понимании характера ирландской музыки один... Надо слушать не только исполнителей на том инструменте, на котором ты играешь, но и других. Не только вислеров, но и флейтистов, пайперов. Не только вислеров-флейтистов-пайперов, но и фиддлеров, мастеров концертины, кнопочного аккордеона и даже арфистов. И не столько супергруппы, сколько сольные альбомы. И желательно - неаккомпанированные. И совсем хорошо, если не только молодёжь, но и стариков в приличном количестве. Когда доберёшься до последнего пункта, можешь считать, что достиг нирваны:)) Опять же, каждому своё, кому-то нужно совсем другое в ирландской музыке, но вышеперечисленный путь ведёт именно в традишнл. Зачем слушать других? Спросите у Mary Bergin.

"...One fear I would always have, even in my class situation, is that the emphasis is on technicality, whereas for me, the whole thing is the feeling and heart and soul, that's what the older musicians had - something special, an internal rhythm, that nya! or sway, you find yourself moving your shoulders.
"I don't think you can teach that, it comes with feeling, and mixing with people that have it, and it's important to impart that right from the cradle - even from an enjoyment and social point of view, the sharing of the playing."


Надо сказать, что из всех музыкантов, записавших сольные висловые альбомы, Мэри - самая живая. Есть очень много высококлассных вислеров, но многие современные исполнители используют этот инструмент именно как инструмент: огромные скорости, куча техники, мало души. В её же руках висл живёт, дышит, пульсирует.

Возвращаясь к теме акцентов и пульса, соглашусь с Мэри в том, что на пальцах это объяснить невозможно, но, как мне кажется, можно попытаться обрисовать техническую часть, чтобы человек знал, на что обращать внимание и что пытаться перенять в первую очередь, когда слушаешь ирландскую музыку.

Польки

Акцентировка в польках, казалось бы, самая очевидная: играешь себе 2/4, и дело с концом. У нас это обычно выражается в отрывистом и быстром, в общем, самом простоватом исполнении полек (иногда это зовётся "питер-стайл"). Многих польки уже подзадолбали, некоторые к ним вообще относятся с презрением и не играют. За ними, к сожалению, закрепился чёткий ярлык "тьюны для начинающих". Но как только человеку даёшь попробовать почувствовать, какое удовольствие эти простые мелодии приносят при правильной их акцентировке, назад к простому варианту их исполнения возвращаться уже не хочется. Секрет в том, что акцентировать надо, во-первых, не каждую первую, а каждую вторую ноту в двушках (т.е., слабую долю, а не сильную!), а во-вторых - вместо отрывистых нот/стаккато лиговать большую часть двушек (если двушки дробятся на 4 шестнадцатых - тоже) и использовать отрывистое их исполнение скорее как вариацию. Выглядит это примерно так:

Изображение

Последняя четверть, как мы видим, акцентируется точно так же, т.е., она условно делится на две части и тоже пульсирует на слабой доле.
А вот это пример с лигами:

Изображение

Это самый простой вариант исполнения полек в керри-стиле. Разумеется, вариации возможны и нужны, встречаются и лиги между тактами, и дробление шестандцатых на группы вроде 3-1, и просто стаккато местами - и т.д., и т.п., но это - основной полечный ход.

Как добиться этого технически? На каждом инструменте по-своему. На гармошках это кажется наиболее естественным, меха сами по себе "качают" будь здоров, на скрипке нужно играть залигованные по две нотки с очень деликатным акцентом на слабой доле (нажимом или ускорением, последнее, как мне кажется, предпочтительнее), на флейте или висле этот акцент достигается придыханием - совсем не обязательно таким резким, как у Пола МакГрэттена, но заметно пульсирующим. Из примеров, которые можно послушать ниже, выделяются два подхода: Мэри Бёржин на вместо лиг использует массу украшений, придыхание у неё присутствует, но едва заметное, а Пэдди Молони с Шоном Поттсом (The Chieftains) украшений используют меньше, зато "качают" больше и меньше используют стаккато. Сложнее всего, наверное, пайперам - но ведь играют же, и с удовольствием! Взять того же Пэдди Молони. А Лим О'Флинн на записи ниже исполняет всем приевшуюся уже Ryan's - и совсем не так, как её привыкли слышать, а с минимумом стаккато, затягивая нотки для раскачивания.

Что ещё нужно помнить, уча польки с листа (на слух-то таких проблем не возникнет!), во многих из них периодически попадаются "затянутые" сильные доли - в нотах это обозначается восьмушка с точкой + шестнадцатая. Такие места могут быть просто вариацией, а могут быть и неотъемлимой часть тьюна (например, см. те же Баллидесмонд польки в вислбуке).

Если разобраться, как делать акценты в польках, какие для этого есть возможные способы (на висле, как было уже сказано, это придыхание + раскачивание ритма затягиванием нот и украшениями), то можно без труда браться и за другие виды тьюнов, подчёркивая акценты по аналогии.

Ну и самое главное, записи. Тут, кстати, и Баллидесмонд "в оригинале" - откуда они, собственно, и пошли сетом.

Irish Polkas Selection

P. S.: И совсем advanced... Для меня польки когда-то начались с бёрковской записи, у него очень красивый сет, но качает он там весьма резко. Это хорошо для наглядности, но если совсем углубляться, так в Шлив Лухре не делают. У них акцент приходится не просто на слабую долю (тогда двушки бы делились ровно пополам, как - в основном - у Бёрка), а словно "выпрыгивает" в самый последний момент. Послушайте Дэниса Мёрфи с Джулией Клиффорд и Джеки Дэйли. В это сложно поначалу въехать, но от такой акцентировки ноги сами просятся в пляс. У ирландцев особенно: когда мы играли с Квивином польки, Мик не смог удержаться от того, чтобы тряхнуть стариной и станцевать:)) В общем, правильно исполненные польки заводят чрезвычайно. А для совсем-уж-правильного их исполнения нужно стараться не налегать со всей силой на слабую долю (а не то получится самая обыкновенная Барыня!)), а делать её как можно более деликатной, но при этом прыгучей. Это принцип всей ирландщины в целом - не рубить с плеча и от души, как любят у нас (что само по себе самоценно и замечательно, но мешает адекватно играть ITM), а, наоборот, очень gently, осторожно, деликатно, спокойно выражать ритм, пульс, настроение. Ирландская музыка очень спокойная и созерцательная. Если это понять и оценить, то удовольствие будешь получать от любого её исполнения, будь то донегольские рилы, или польки из Керри, или слоу эйры Клэра. Это мои выводы, мой опыт, у каждого может быть своё к этому отношение - но факт остаётся фактом, я начинал с супергрупп и тащился от крутых скоростей, а теперь слушаю старые архивные записи соло, без всякого акк-та и без всякой темперации, и благоговею перед слоу эйрами, которые исполнять с чувством гораздо сложнее, чем скоростные рилы со смазанной акцентировкой аля Лунаса... Возможно, мой опыт кому-нибудь да пригодится:)
Аватара пользователя
Бреголас
 
Сообщения: 186
Зарегистрирован: 19 мар 2008 20:55
Откуда: Москва

След.

Вернуться в Обучение игре

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

cron