Определяющий фактор в понимании характера ирландской музыки один... Надо слушать не только исполнителей на том инструменте, на котором ты играешь, но и других. Не только вислеров, но и флейтистов, пайперов. Не только вислеров-флейтистов-пайперов, но и фиддлеров, мастеров концертины, кнопочного аккордеона и даже арфистов. И не столько супергруппы, сколько сольные альбомы. И желательно - неаккомпанированные. И совсем хорошо, если не только молодёжь, но и стариков в приличном количестве. Когда доберёшься до последнего пункта, можешь считать, что достиг нирваны:)) Опять же, каждому своё, кому-то нужно совсем другое в ирландской музыке, но вышеперечисленный путь ведёт именно в традишнл. Зачем слушать других? Спросите у
Mary Bergin.
"...One fear I would always have, even in my class situation, is that the emphasis is on technicality, whereas for me, the whole thing is the feeling and heart and soul, that's what the older musicians had - something special, an internal rhythm, that nya! or sway, you find yourself moving your shoulders.
"I don't think you can teach that, it comes with feeling, and mixing with people that have it, and it's important to impart that right from the cradle - even from an enjoyment and social point of view, the sharing of the playing."
Надо сказать, что из всех музыкантов, записавших сольные висловые альбомы, Мэри - самая живая. Есть очень много высококлассных вислеров, но многие современные исполнители используют этот инструмент именно как инструмент: огромные скорости, куча техники, мало души. В её же руках висл живёт, дышит, пульсирует.
Возвращаясь к теме акцентов и пульса, соглашусь с Мэри в том, что на пальцах это объяснить невозможно, но, как мне кажется, можно попытаться обрисовать техническую часть, чтобы человек знал, на что обращать внимание и что пытаться перенять в первую очередь, когда слушаешь ирландскую музыку.
ПолькиАкцентировка в польках, казалось бы, самая очевидная: играешь себе 2/4, и дело с концом. У нас это обычно выражается в отрывистом и быстром, в общем, самом простоватом исполнении полек (иногда это зовётся "питер-стайл"). Многих польки уже подзадолбали, некоторые к ним вообще относятся с презрением и не играют. За ними, к сожалению, закрепился чёткий ярлык "тьюны для начинающих". Но как только человеку даёшь попробовать почувствовать, какое удовольствие эти простые мелодии приносят при правильной их акцентировке, назад к простому варианту их исполнения возвращаться уже не хочется. Секрет в том, что акцентировать надо, во-первых, не каждую первую, а каждую вторую ноту в двушках (т.е., слабую долю, а не сильную!), а во-вторых - вместо отрывистых нот/стаккато лиговать большую часть двушек (если двушки дробятся на 4 шестнадцатых - тоже) и использовать отрывистое их исполнение скорее как вариацию. Выглядит это примерно так:
Последняя четверть, как мы видим, акцентируется точно так же, т.е., она условно делится на две части и тоже пульсирует на слабой доле.
А вот это пример с лигами:
Это самый простой вариант исполнения полек в керри-стиле. Разумеется, вариации возможны и нужны, встречаются и лиги между тактами, и дробление шестандцатых на группы вроде 3-1, и просто стаккато местами - и т.д., и т.п., но это - основной полечный ход.
Как добиться этого технически? На каждом инструменте по-своему. На гармошках это кажется наиболее естественным, меха сами по себе "качают" будь здоров, на скрипке нужно играть залигованные по две нотки с очень деликатным акцентом на слабой доле (нажимом или ускорением, последнее, как мне кажется, предпочтительнее), на флейте или висле этот акцент достигается придыханием - совсем не обязательно таким резким, как у Пола МакГрэттена, но заметно пульсирующим. Из примеров, которые можно послушать ниже, выделяются два подхода: Мэри Бёржин на вместо лиг использует массу украшений, придыхание у неё присутствует, но едва заметное, а Пэдди Молони с Шоном Поттсом (The Chieftains) украшений используют меньше, зато "качают" больше и меньше используют стаккато. Сложнее всего, наверное, пайперам - но ведь играют же, и с удовольствием! Взять того же Пэдди Молони. А Лим О'Флинн на записи ниже исполняет всем приевшуюся уже Ryan's - и совсем не так, как её привыкли слышать, а с минимумом стаккато, затягивая нотки для раскачивания.
Что ещё нужно помнить, уча польки с листа (на слух-то таких проблем не возникнет!), во многих из них периодически попадаются "затянутые" сильные доли - в нотах это обозначается восьмушка с точкой + шестнадцатая. Такие места могут быть просто вариацией, а могут быть и неотъемлимой часть тьюна (например, см. те же Баллидесмонд польки в вислбуке).
Если разобраться, как делать акценты в польках, какие для этого есть возможные способы (на висле, как было уже сказано, это придыхание + раскачивание ритма затягиванием нот и украшениями), то можно без труда браться и за другие виды тьюнов, подчёркивая акценты по аналогии.
Ну и самое главное, записи. Тут, кстати, и Баллидесмонд "в оригинале" - откуда они, собственно, и пошли сетом.
Irish Polkas SelectionP. S.: И совсем advanced... Для меня польки когда-то начались с бёрковской записи, у него очень красивый сет, но качает он там весьма резко. Это хорошо для наглядности, но если совсем углубляться, так в Шлив Лухре не делают. У них акцент приходится не просто на слабую долю (тогда двушки бы делились ровно пополам, как - в основном - у Бёрка), а словно "выпрыгивает" в самый последний момент. Послушайте Дэниса Мёрфи с Джулией Клиффорд и Джеки Дэйли. В это сложно поначалу въехать, но от такой акцентировки ноги сами просятся в пляс. У ирландцев особенно: когда мы играли с Квивином польки, Мик не смог удержаться от того, чтобы тряхнуть стариной и станцевать:)) В общем, правильно исполненные польки заводят чрезвычайно. А для совсем-уж-правильного их исполнения нужно стараться не налегать со всей силой на слабую долю (а не то получится самая обыкновенная Барыня!)), а делать её как можно более деликатной, но при этом прыгучей.
Это принцип всей ирландщины в целом - не рубить с плеча и от души, как любят у нас (что само по себе самоценно и замечательно, но мешает адекватно играть ITM), а, наоборот, очень gently, осторожно, деликатно, спокойно выражать ритм, пульс, настроение. Ирландская музыка очень спокойная и созерцательная. Если это понять и оценить, то удовольствие будешь получать от любого её исполнения, будь то донегольские рилы, или польки из Керри, или слоу эйры Клэра. Это мои выводы, мой опыт, у каждого может быть своё к этому отношение - но факт остаётся фактом, я начинал с супергрупп и тащился от крутых скоростей, а теперь слушаю старые архивные записи соло, без всякого акк-та и без всякой темперации, и благоговею перед слоу эйрами, которые исполнять с чувством гораздо сложнее, чем скоростные рилы со смазанной акцентировкой аля Лунаса... Возможно, мой опыт кому-нибудь да пригодится:)