Вопрос по технике. Атака у ноты.

Раздел помощи в обучении

Вопрос по технике. Атака у ноты.

Сообщение Sun State 14 ноя 2011 14:12

В разделе "как играть" данного сайта есть четкие рекоммендации что ноты, взятые на вистле надо атаковать (сорри за смысловой каламбур).
Слушая допустим http://www.youtube.com/watch?v=i5aOhVd5 ... r_embedded , http://www.youtube.com/watch?v=rdJYbOkbetQ&NR=1
и мн.др. слышим что ноты не атакуются, игра на одном дыхании без четко выраженной атаки.

Но тем не менее атака слышна, хотя бы от закрывания дырок. На моем Кларке кельтик Ре если я не атакую (тукаю) ноты ноты играются слишком слитно при перестановке пальцев вообще никакого четкого деления (выделенного атакой ноты) нет. Если я атакую каждую ноту, то на слух это не так приятно как
в вышеприведенных видео, очень выделенные атакованные стакатто ноты получаются.

Я предполагаю, что вистл уровнем повыше даст другую картину. Тем не менее я сейчас хотел бы узнать мнения профи на этот счет.

А также на счет принципа игры сгруппированных нот. По моему они по-любому должны играться на одном дыхании без атаки. То есть первая нота группы атакуется, а все прочие из группы - нет.
http://www.myspace.com/sunstateproject
Владелец лейбла "Lux In Tenebris Music"


Clarke Celtic D, Colin Goldie Soprano D
Sun State
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 16 окт 2011 13:04

Re: Вопрос по технике. Атака у ноты.

Сообщение Rut 14 ноя 2011 14:38

Для выделения нот используется орнаментация. Каждый сам решает как именно обозначать доли и акценты - "туканием", катами, тэпами, роллами или еще чем-то, но обычно чем разнообразнее - тем лучше.

Инструмент влияет, но несущественно - главное техника игры и стиль.
Аватара пользователя
Rut
 
Сообщения: 176
Зарегистрирован: 19 мар 2008 15:40
Откуда: Киев

Re: Вопрос по технике. Атака у ноты.

Сообщение Antoni 14 ноя 2011 15:21

Стандартная флейтовая техника - делать атаку нот языком. Можно использовать разные слоги, чтобы добиваться разного звучания. Можно делать легкую атаку или наоборот более четкую.

Если первая нота берется с атакой, а последующие только перестановкой пальцев. Этот прием называется легато и используется на разных флейтах. Для качественного легато желательно отрабатывать четкость движений пальцами, чтобы не было лишних дурных призвуков (или чтобы их было хотя бы поменьше и они не были дурными).

Можно например играть гамму для тренировки: сначала стандартной атакой, потом легато по 2 ноты, а потом легато по 4 ноты. Если переход пальцами дает плохой призвук, то этот переход можно попилить несколько раз. Во флейтовой музыке может идти чередование нот, пауз, стакатто, деташе, легато.
Аватара пользователя
Antoni
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 09 ноя 2011 07:41
Откуда: Москва

Re: Вопрос по технике. Атака у ноты.

Сообщение Sun State 14 ноя 2011 16:08

Хорошо, спасибо. !
А как быть со сгруппированными нотами ? Играются они легато ? Или фактически нет жесткого закона ? То есть каждый для себя сам решает как их лучше играть ?

Про себя скажу что учусь играть на вистле почти 5,5 месяцев. Пальцы немного стали слушаться - становиться на те ноты, которые видят глаза на листе.
И теперь я пришел к тому, что называется экспрессией, которая складывается из большого числа приемов и техник игры. Пока что как раз уперся в атаку.
Часто на видео вижу как люди играют большое кол-во нот с высокой скоростью, при этом они выделены и не размазываются как в чистом легато, и при том не слишком выделена атака у них. Но уху как раз такое звучание наиболее приятно.
http://www.myspace.com/sunstateproject
Владелец лейбла "Lux In Tenebris Music"


Clarke Celtic D, Colin Goldie Soprano D
Sun State
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 16 окт 2011 13:04

Re: Вопрос по технике. Атака у ноты.

Сообщение Rut 14 ноя 2011 16:25

Antoni писал(а):Стандартная флейтовая техника - делать атаку нот языком. Можно использовать разные слоги, чтобы добиваться разного звучания.


Для исполнения ирландской музыки принято использовать несколько нестандартную технику. :D
Аватара пользователя
Rut
 
Сообщения: 176
Зарегистрирован: 19 мар 2008 15:40
Откуда: Киев

Re: Вопрос по технике. Атака у ноты.

Сообщение Antoni 15 ноя 2011 07:59

Интересно. Какие приемы для атаки используют ирландцы?

Rut писал(а):
Antoni писал(а):Стандартная флейтовая техника - делать атаку нот языком. Можно использовать разные слоги, чтобы добиваться разного звучания.


Для исполнения ирландской музыки принято использовать несколько нестандартную технику. :D
Аватара пользователя
Antoni
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 09 ноя 2011 07:41
Откуда: Москва

Re: Вопрос по технике. Атака у ноты.

Сообщение Rut 15 ноя 2011 12:48

Antoni писал(а):Какие приемы для атаки используют ирландцы?

Rut писал(а):Для выделения нот используется орнаментация.


Каты, тэпы, роллы, крэны, слайды и еще огромная куча всякого другого (тут вроде на форуме даже как-то фингербаунс обсуждали). Подробно это все описано в "The Essential Guide for Tin Whistle and Irish Flute". А вообще можно просто смотреть записи хороших флейтистов на ютубе пытаться копировать.
Аватара пользователя
Rut
 
Сообщения: 176
Зарегистрирован: 19 мар 2008 15:40
Откуда: Киев

Re: Вопрос по технике. Атака у ноты.

Сообщение korjelos 15 ноя 2011 20:43

вообще отличная тема. я раньше каждую ноту тукал. потом пришел к выводу, что так вистл превращается в блокфлейту. стал играть на одном дыхании, но всё равно так, как на всяких записях и в видео не получается.
korjelos
 
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 28 сен 2010 14:53
Откуда: Кировоград

Re: Вопрос по технике. Атака у ноты.

Сообщение Бреголас 03 дек 2011 05:18

Смешались в кучу кони, люди... Вроде всё правильно написано, но сочетание комментов выглядит пугающе)) АТАКА и ОРНАМЕНТАЦИЯ при игре на тинвисле - это не обязательно взаимоисключающие вещи!! Они скорее взаимодополняющие. То, что в ITM существуют приёмы "орнаментации" не означает, что их надо применять без атаки. А Рут их практически противопоставил (мне так показалось, по крайней мере). Вдруг кто-то ещё решит после этого поста, что играть ирландскую музыку обязательно надо "на одном дыхании"?))

Для начала настоятельно рекомендую ознакомиться с главами Articulation и Ornaments в пособии "The Complete Irish Tinwhistle Tutor by L.E. McCullough" (для тех, кто - тут лежит и перевод на русский, он в целом нормальный, но с передачей некоторых терминов и деталей я принципиально не согласен, как то: grace note в контексте ITM - ЭТО НИ РАЗУ НЕ "ФОРШЛАГ", по одной простой причине: "форшлаг" во всех русскоязычных словарях - это украшение мелодическое, каты/страйки/тапы - это украшения ритмические - и это вводит в заблуждение; уместнее было бы использовать cut/strike и не переводить, а транслитерировать их для адекватной передачи специфики техники игры - ими как раз оперирует и вышеупомянутый Ларсен). Об артикуляции Маккаллох пишет в очень сжатой и лаконичной форме - и на этих 2.5 страничках текста содержится предостаточно мыслей, необходимых для понимания места атаки, артикуляции и украшений в ирландской музыке.

В частности, Маккаллох говорит о двух (теоретических) крайностях - стаккатном и легатном стилях и указывает на то, что "истина где-то между")) Иными словами, у вас есть полное право играть на вистле как на волынке (большую часть работы выполняя пальцами), и никто не запрещает вам регулярно артикулировать ноты и/или косить под какого-нибудь Брайана Финнегана с его "языкастыми" украшениями, но подавляющее большинство музыкантов сочетают различные приёмы атаки с украшениями. Прекрасный тому пример - Мэри Бёргин, исполнение которой вы можете посмотреть по ссылке из первого поста. Советую посмотреть и другие видео с ней и, конечно же, послушать альбомы.
http://www.youtube.com/watch?v=ZEW1HQBk4WM
http://www.youtube.com/watch?v=v4hos7ZkRl8
http://www.youtube.com/watch?v=8-jTlWGwWyg

Автору поста: что значит Мэри Бёргин "играет на одном дыхании без четко выраженной атаки"?! Попробуй вырезать звук, замедлить в Amazing Slow Downer и посчитать, сколько раз за такт Мэри применила артикуляцию)) Возможно, атака у неё помягче, чем кто-то привык делать/слышать, но она совершенно отчётливо прослушивается и присутствует как на отдельно стоящих нотах, так и в сочетании с различного рода украшениями. Я уже не говорю про придыхание, которое тоже может служить для укрепления фразировки.

О принципах применения атаки/украшений в ирландской традиционной музыке вам никто не расскажет, потому что каких-то общих принципов попросту нет - есть уже упомянутая выше концепция стилей. Главное, что следует понять ещё не освоившимся в этом прекрасном и удивительном мире ITM: все эти приёмы (атака/артикуляция, украшения и проч.) должны работать на фразировку, которая, в свою очередь нанизывается на ритмическую структуру тьюна и просто ритм. Всегда ваш, Кэп)) А если серьёзно, стоит больше слушать музыки, хорошей и разной и не стоит зацикливаться на записях одного исполнителя/инструмента/стиля - тогда и необходимость в таких вопросах и рассуждениях попросту отпадёт ;) Слушаем, отмечаем для себя закономерности и исключения из "правил", вырабатываем вкус и, в конечном итоге, свой индивидуальный стиль.
Аватара пользователя
Бреголас
 
Сообщения: 186
Зарегистрирован: 19 мар 2008 20:55
Откуда: Москва

Re: Вопрос по технике. Атака у ноты.

Сообщение Slayer 03 дек 2011 21:55

Согласен с Антоном - слушать и слушать. Разных исполнителей, не только вистл, но и флейту, скрипку, иллин пайп. Общая идея орнаментации в ITM будет обрисовываться всё чётче и чётче.
Сколько не читай теорию, понятия где и как ставить украшения до конца не поймёшь. Это как учится ездить на мотоцикле по учебнику, сидя на дивание :)

В наших уроках для новичка "тукание" нот рекомендовано лишь для овладения азами, для более скорого понимания принципа звукоизвлечения, и исполнения первых мелодий.
Аватара пользователя
Slayer
Site Admin
 
Сообщения: 605
Зарегистрирован: 18 мар 2008 19:55
Откуда: Belarus


Вернуться в Обучение игре

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

cron