Смешались в кучу кони, люди... Вроде всё правильно написано, но сочетание комментов выглядит пугающе))
АТАКА и
ОРНАМЕНТАЦИЯ при игре на тинвисле - это не обязательно взаимоисключающие вещи!! Они скорее взаимодополняющие. То, что в ITM существуют приёмы "орнаментации" не означает, что их надо применять без атаки. А Рут их практически противопоставил (мне так показалось, по крайней мере). Вдруг кто-то ещё решит после этого поста, что играть ирландскую музыку обязательно надо "на одном дыхании"?))
Для начала настоятельно рекомендую ознакомиться с главами Articulation и Ornaments в пособии
"The Complete Irish Tinwhistle Tutor by L.E. McCullough" (для тех, кто - тут лежит и
перевод на русский, он в целом нормальный, но с передачей некоторых терминов и деталей я принципиально не согласен, как то: grace note в контексте ITM - ЭТО НИ РАЗУ НЕ "ФОРШЛАГ", по одной простой причине:
"форшлаг" во всех русскоязычных словарях - это украшение мелодическое, каты/страйки/тапы - это украшения ритмические - и это вводит в заблуждение; уместнее было бы использовать cut/strike и не переводить, а транслитерировать их для адекватной передачи специфики техники игры - ими как раз оперирует и вышеупомянутый Ларсен). Об артикуляции Маккаллох пишет в очень сжатой и лаконичной форме - и на этих 2.5 страничках текста содержится предостаточно мыслей, необходимых для понимания места атаки, артикуляции и украшений в ирландской музыке.
В частности, Маккаллох говорит о двух (
теоретических) крайностях - стаккатном и легатном стилях и указывает на то, что "истина где-то между")) Иными словами, у вас есть полное право играть на вистле как на волынке (большую часть работы выполняя пальцами), и никто не запрещает вам регулярно артикулировать ноты и/или косить под какого-нибудь Брайана Финнегана с его "языкастыми" украшениями, но подавляющее большинство музыкантов
сочетают различные приёмы атаки с украшениями. Прекрасный тому пример - Мэри Бёргин, исполнение которой вы можете посмотреть по ссылке из первого поста. Советую посмотреть и другие видео с ней и, конечно же, послушать
альбомы.
http://www.youtube.com/watch?v=ZEW1HQBk4WMhttp://www.youtube.com/watch?v=v4hos7ZkRl8http://www.youtube.com/watch?v=8-jTlWGwWygАвтору поста: что значит Мэри Бёргин "играет на одном дыхании без четко выраженной атаки"?! Попробуй вырезать звук, замедлить в Amazing Slow Downer и посчитать, сколько раз за такт Мэри применила артикуляцию)) Возможно, атака у неё помягче, чем кто-то привык делать/слышать, но она совершенно отчётливо прослушивается и присутствует как на отдельно стоящих нотах, так и в сочетании с различного рода украшениями. Я уже не говорю про придыхание, которое тоже может служить для укрепления фразировки.
О принципах применения атаки/украшений в ирландской традиционной музыке вам никто не расскажет, потому что каких-то общих принципов попросту нет - есть уже упомянутая выше концепция
стилей. Главное, что следует понять ещё не освоившимся в этом прекрасном и удивительном мире ITM: все эти приёмы (атака/артикуляция, украшения и проч.)
должны работать на фразировку, которая, в свою очередь нанизывается на
ритмическую структуру тьюна и просто
ритм. Всегда ваш, Кэп)) А если серьёзно, стоит больше слушать музыки, хорошей и разной и
не стоит зацикливаться на записях одного исполнителя/инструмента/стиля - тогда и необходимость в таких вопросах и рассуждениях попросту отпадёт
Слушаем, отмечаем для себя закономерности и исключения из "правил", вырабатываем вкус и, в конечном итоге, свой индивидуальный стиль.