keer писал(а):Вот и хорошо. Этот вопрос можно закрывать.
Ну, фиг его поймет, я заглянул еще на пару сайтов мастеров - и Мартин Дойл и Морис Ревиол пишут снова, что можно миндальным, наряду с
bore oil. Тут уж сам решай.
keer писал(а):Кстати об амбюшурах.
Какие сушествуют закономерности зависимости звука-ощущений при игре от формы отверстия?
Это сложный вопрос - слишком много нюансов. Снова сошлюсь на МакГи
http://www.mcgee-flutes.com/modern.html - если осилишь "флейтовый" английский - весьма интересно.
У моих 2х флейт амбушюр весьма разный - у немки, во первых, металлическая, а не деревянная голова, с губками, амбушур типа "волна" или "крыло", во вторых, он меньше, чем у ирландки, в третьих - он почти не подрезан (undercut) - т.е. его стенки практически вертикальны, перпендикулярны оси флейты. У ирландки этот андеркат весьма велик - получается как бы усеченный конус, верхним основанием которого является отверстие амбушюра.
В целом - из немки проще извлечь звук, амбушюр стабилен и прост, но тембр не такой богатый, шипит сильно, и ощущение, что часть воздуха улетает впустую.
У ирландки амбушюр не прощает ошибок - чуть не туда - и звук либо внизу, либо в верху "сыпется" или "ломается", тембр и резонанс теряется.
Зато если
туда - то огого!