Звукоизвлечение на ирландской флейте

Раздел, посвящённый ирландской флейте

Звукоизвлечение на ирландской флейте

Сообщение Викинг 05 июл 2013 18:18

Навеяно вот этой соседней веткой, и, собственно, ее продолжение.

Перевод статьи Терри МакГи

"Как получить мощный темный звук"

(оригинал тут)

Введение

Некоторое время меня беспокоил вопрос звука, которого стремятся достичь ирландские флейтисты. Он весьма отличается от принятого в классической традиции, но, как его добиться, было не совсем ясно. Разницу в звуке частично можно объяснить различием используемых инструментов, однако дело не только в них. Ирландские музыканты играют на флейтах с коническим каналом, в то время как классические используют металлическую флейту Бёма, которая имеет цилиндрический канал. Флейты с коническим каналом звучат более "тёмно", чем цилиндрицеские, в остальном звук подобен. Однако разница все же глубже. По причинам, мне не вполне ясным, вопросу, каким же образом можно добиться нужного тембра, не уделялось то внимание, которого он заслуживает. Нам всегда важен наш звук, однако преподаватели ирландской флейты обычно очень мало зарагивают этот вопрос, если вообще его касаются. Может быть, считается, что со временем ученик сам откроет все секреты? Или просто не надо портить естественный ход вещей, который сам собой приведет к цели, и не уводить ученика на ложный путь? Такое ощущение, что преподаватели сами не до конца разобрались в проблеме. В общем, налицо информационный вакуум. И, хотя на некоторых форумах можно прочитать обсуждения, посвященные звуку, я не знаю о какой-либо перманентной информации или внятном наборе инструкций о том, как добиться плотного темного звука, который у нас ассоциируется с ирландской флейтой.

В принципе, наверняка есть те, кто заполнил бы этот вакуум гораздо лучше, чем я. Я не преподаватель, и на данный момент даже не являюсь профессиональным флейтистом. Но, поскольку никто не берет на себя ответственность, рискну я. Другие могут присоединиться позже. Или прийти с опровержениями.

Возможно, я выбрал не совсем верное время для представления этой информации. Я сейчас работаю над серьезным исследовнием тембра флейты, и, в идеале, должен закончить его прежде, чтобы информация, которую я привожу ниже, имела бы более веские обоснования, с привлечением звуковых файлов и технического анализа. Но время идет, и хочется иметь что-то готовое, пока обрабатываются результаты экспериментов.

В завершение оправданий скажу, что не считаю метод, который тут приведен, единственным, наилучшим или самым правильным для достижения того звука, который мы слышим у знаменитых флейтистов. Если вам кажется, что вы знаете лучшую технику, или считаете, что можете представить метод яснее, не стесняйтесь, пишите мне. Мне интересны другие подходы, - я бы мог использовать их в серии своих исследований звука флейты.

(Объяснения, приведенное ниже, базируется на заметках, которые я написал некоторое время назад для своих клиентов и собеседников. Поскольку реакция на них была позитивной, я надеюсь, что они также помогут и другим более полноценно использовать свой инструмент.)

Как добиться плотного темного звука

Если вы классичейчасй флейтист или брали у такового уроки, скорее всего вы дуете "поперек" амбушюрного отверстия на противоположный его край. Такой подход дает яркий живой звук, однако это не тот звук, который предпочитают ирландские музыканты. Кроме того, если так дуть, то общий строй флейты будет повышается. Чтобы получить более темный и загадочный низкий звук, попробуйте вот такой двухступенчатый подход:

Поверните головку флейты к себе так, чтобы, например, рабочий край амбушюра был на линии, проходящей через центр игровых отверстий. Закройте амбушюр настолько, насколько будет для вас комфортно. Ни одно из этих действий не имеет решающего значения, так что не слишком беспокойтесь.

Теперь поэкспериментируем. Выдуйте нижнюю соль как вы привыкли. Прислушайтесь. Теперь в то время, как дуете, выдвиньте верхнюю губу вперед, или втяните нижнюю, или сделайте и то и другое, направляя воздушный поток вниз, по направлению "к центру флейты". По мере того, как поток будет направляться все ниже, вы услышите, как звук становится более плотным и темным, поскольку больше энергии направляется от фундаментальной гармоники ноты ко второй. Нота будет той же нижней соль (то есть мы не переходим во вторую октаву), но будет звучать более устойчиво и "reedier" - более "по тростевому", т.е. похоже на тембр тростевых. Представьте, как будто сдуваете зернышко риса с подбородка или дуете на 2ю сверху пуговицу своей рубашки.

Теперь поэкспериментируйте, направляя поток выше или ниже. Выше по направлению на край, ниже - к центру флейты; так вы услышите, в каких пределах можно варьировать тембр. (Вам, вероятно, также захочется найти оптимальный размер отверстия между губ в каждой из позиций, чтобы добиться наиболее чистого звука). Таким образом, если вы поняли, в каких пределах можно управлять звуком, вы сможете это делать по своему желанию, и в дальнейшем определитесь, какой тембр вам ближе. Мне, например, по вкусу более жесткий звук (который достигается дутьем "в центр флейты"), при котором "тростевой" (reedy) тембр обладает большей проникающей мощью и громкостью, что позволяет комфортно слышать себя за скрипачами и волынщиками, если придется играть с большим количеством людей.

Отработав звук на соль, попробуйте все остальные ноты диапазона. Весьма вероятно, вы обнаружите, что в первую очередь захочется заменить неустойчивое, рыхлое, слабое нижнее Ре мощным резонирующим "Hard D" .

Когда будете испытывать новый подход на мелодиях, рекомендую начать с медленных песен или эйров, чтобы хватало времени найти и оценить нужный звук. Попросите послушать друзей, пусть они скажут, какой - мягкий (дуете на край) или жесткий (дуете в центр) звук им больше нравится. Наверняка им больше понравится жесткий (если они так скажут, значит он у вас получился).

Нечго тут улыбаться

Теперь, когда мы поняли, как извлекать плотный звук, зададимся вопросом, как закрепить этот навык и добиться автоматизма. В моей молодости (70х) начинающим флейтистам говорили, что нужно улыбаться, чтобы сделать губы гладкими. Но будет ли этот совет полезен нам? Попробуем поэкспериментировать:

поднесите ладонь ко рту, чтобы почувствовать, куда вы направляете поток воздуха,

улыбнитесь и дуйте,

теперь нахмурьтесь (т.е. сделайте вот такое лицо - :-( ) и дуйте.

Скорее всего вы заметите, что поток воздуха, который попадал в середину ладони, теперь попадает куда-то ниже в район ее основания. Получается, что губы становятся в лучшее для дутья "в центр флейты" положение, если хмуриться, а не улыбаться. Так что хмурьтесь!

Другие эффекты

Способ дутья "вниз по направлению к центру" имеет и другие полезные свойства для тех, кто играет на флейтах 19го века (или близких их копиях), нижние ноты которых весьма занижают. Я считаю, что с помощью такой техники энергия направляется от заниженной фундаментальной гармоники к другим гармоникам, которые, как правило, строят с остальной флейтой гораздо лучше, таким образом компенсируя эту заниженность. Этот подход мне кажется более многобещающим по сравнению с отворотом амбушюра от себя ("lipping it up"), который бытовал раньше - вряд ли можно вывернуть амбушюр настолько, чтобы играть заниженные ноты чисто. Я пока не подвергал свою теорию клиническим испытаниям, но она в очереди.

К счастью, процесс работает только в одном напрвлении - если дутье вниз применять на флейте, у которой нижние ноты строят нормально, никакого вреда не случится. В отличие от отворота головки, дутье вниз не повышает нижние ноты.

Что еще почитать

Некоторые наверное удивятся тому, что этот подход применяли не только ирландские музыканты. На самом деле, это был один из основных моментов в классической музыке 19го века. Интересно, что сам замечательный мистер Николсон, который был широко известен в Лондоне в начале 1800х, учил тому, что плотный звук (дутье вниз) должны применяться в большинстве случаев, в то время как мягкий звук (дутье на край) следует применять только для специальных эффектов. Об этом можно прочитать тут:

http://www.mcgee-flutes.com/Nicholson_on_Tone.htm .

Ганн, живший немного ранее преподаватель, дает похожие инструкции:

http://www.mcgee-flutes.com/Gunn%20on%20Tone.htm .

И, ближе к концу 19го века, Рокстро говорит о промежуточном (между мягким и жестким звуком) звукоизвлечении. Получается, что поток воздуха начинает двигаться наверх!

http://www.mcgee-flutes.com/Rocksto_on_tone.html

Если вам интересно, что, собственно, происходит, с акустической точки зрения, загляните сюда:

http://www.FluteTone-Analysing_an_existing_tune.htm

Заключение

Надеюсь, что то из вышеприведенного вам поможет.
Аватара пользователя
Викинг
 
Сообщения: 398
Зарегистрирован: 30 мар 2008 22:44
Откуда: Киев

Re: Звукоизвлечение на ирландской флейте

Сообщение Slayer 05 июл 2013 19:19

Мне кажется, через пару лет любой практикующий флейтист приходит сам к описанным в статье выводам и заключениям, и выбирает свой звук. Сложее было бы не заметить всего этого, и проплыть мимо Америки :)
Однако, за перевод большое спасибо, отличная работа! :)
Аватара пользователя
Slayer
Site Admin
 
Сообщения: 605
Зарегистрирован: 18 мар 2008 19:55
Откуда: Belarus

Re: Звукоизвлечение на ирландской флейте

Сообщение Викинг 05 июл 2013 19:42

Slayer писал(а):Мне кажется, через пару лет любой практикующий флейтист приходит сам к описанным в статье выводам и заключениям, и выбирает свой звук. Сложее было бы не заметить всего этого, и проплыть мимо Америки :)
Однако, за перевод большое спасибо, отличная работа! :)


Да, согласен на 100%.
Но, в сущности, эта статья и другие - для начинающих. Многие же не имеют понятия о том, что есть какой-то "ирландский" звук, идут к классическим флейтистам, а потом звучат как на бёмке. Я слышал примеры. Поразительно другой звук.
Аватара пользователя
Викинг
 
Сообщения: 398
Зарегистрирован: 30 мар 2008 22:44
Откуда: Киев

Re: Звукоизвлечение на ирландской флейте

Сообщение kebelya 08 июл 2013 08:49

Викинг писал(а):Многие же не имеют понятия о том, что есть какой-то "ирландский" звук, идут к классическим флейтистам, а потом звучат как на бёмке. Я слышал примеры. Поразительно другой звук.


в какой-то степени он про меня )
Особенно сильно мое понимание процесса путал тот мощный Ре, который получается на моей флейте практически при любых положениях амбушюра и губ. Не так давно прочитал оригинал статьи. Кстати, спасибо огромное за перевод! Некоторые моменты были трудны для меня.

Есть определенное движение в правильном направлении. За два дня изменил звучание флейты и даже смог пару мелодий сыграть на стабильном звуке в хорошем темпе. Статья эта очень помогает понять процесс звукоизвлечения. Пара строчек может поспособствовать куче открытий в возможностях флейты )
Martin Doyle D flute, Overton (by Colin Goldie) Low D whistle, Colin Goldie High D whistle, Generation high F, D & Bb whistles
Аватара пользователя
kebelya
 
Сообщения: 50
Зарегистрирован: 05 ноя 2008 16:50
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Звукоизвлечение на ирландской флейте

Сообщение Kostya 15 июл 2013 12:31

Викинг писал(а):Многие же не имеют понятия о том, что есть какой-то "ирландский" звук, идут к классическим флейтистам, а потом звучат как на бёмке. Я слышал примеры. Поразительно другой звук.


У меня техника звукоизвлечения, которую я использую на ирландской флейте, практически не работает на бёмке - равно как и наоборот, бёмовская техника почти не катит на ирландке. Но это, в общем-то, и неудивительно :)
Вистл: Carey Parks Ghost Whistle D
Флейта: Pratten keyless copy by Gary Somers
Kostya
 
Сообщения: 83
Зарегистрирован: 25 мар 2008 13:23
Откуда: Barnaul

Re: Звукоизвлечение на ирландской флейте

Сообщение drzerg 15 июл 2013 15:40

а должно работать. просто на ирландке получается громче играть с одной техникой а на бемке с другой. причем самые нижние ноты на бемке играются почти что по "ирландски" иначе не получить яркого звука.

вот пример игры на бемке по ирландски:
http://www.youtube.com/watch?v=MMoOKaxRs40
drzerg
 
Сообщения: 43
Зарегистрирован: 19 июн 2012 18:02

Re: Звукоизвлечение на ирландской флейте

Сообщение Kostya 15 июл 2013 17:31

drzerg писал(а):а должно работать


В данном случае не должно, уверяю. Я на бёмке играю по методу флейтистки и педагога Нины Пирлав. Если вкратце, то он предполагает очень малое закрытие амбушюрного отверстия. Даже так - ОЧЕНЬ малое закрытие :) Но при этом я могу получить на бёмке ирландский звук (другое дело, что я не делаю этого, ибо бёмка у меня для иной музыки).

Прошу прощения за оффтоп, уважаемые админы :)
Вистл: Carey Parks Ghost Whistle D
Флейта: Pratten keyless copy by Gary Somers
Kostya
 
Сообщения: 83
Зарегистрирован: 25 мар 2008 13:23
Откуда: Barnaul

Re: Звукоизвлечение на ирландской флейте

Сообщение drzerg 15 июл 2013 19:09

почему же офтоп. вы затрагиваете принципы определяющие что есть "ирландский звук". мак ги на своем сайте очень точно и корректно с точки зраения физики определяет что это такое. это другие параметры амбушурного отверстия создаваемые игроком во время игры отличные от сложившейся сейчас традиции исполнения на бемке. результатом их является другое распределение гармоник а значит и тембр. в кратце "риди звук" означает намного более сильное звучание высоких гармоник по сравнению с основным тоном что и дает такой специфический звук. каким образом это в основном достигается? (почти цитирую) изменением параметров амбушурного отверстия. закрывая его сильнее вы меняете его отношение ширина/длинна. таким же способом достигается блокфлейтовый барочный тембр - широкое и узкое окно свистка. естественно на тембр влияют так же диаметр канала, его геометрия, диаметр отверстий, но основное различие это то как звукоизвлекает игрок. то есть на бемке можно играть риди звуком но немножко не таким как надо а на ирландке бемовским открытым "современным" звуком но тоже немножко не таким как на бемке. я ставил эксперименты на флейтистак профи - давал им ирландку. ну играли они так как умеют и был у них современный звук.

я понимаю как играют на бемке. учился на ней как на 1 флейте 5 лет. меня так же учили играть с открытым отверстием. но абсолютно не вижу никаких физиологических трудностей играть на ней как на ирландке и наоборот. инструменты не настолько разные чтоб исключить возможность изменения тембра. я бы сказал что тембровые диапазоны у них пересекаются достаточно сильно. а вот на свистковых вы уже практически не дернетесь никуда там геометрия четко зафиксирована.
drzerg
 
Сообщения: 43
Зарегистрирован: 19 июн 2012 18:02

Re: Звукоизвлечение на ирландской флейте

Сообщение Kostya 16 июл 2013 05:28

drzerg писал(а):но абсолютно не вижу никаких физиологических трудностей играть на ней как на ирландке и наоборот. инструменты не настолько разные чтоб исключить возможность изменения тембра. я бы сказал что тембровые диапазоны у них пересекаются достаточно сильно. а вот на свистковых вы уже практически не дернетесь никуда там геометрия четко зафиксирована.


Да где ж я о трудностях-то говорил? Нет никаких трудностей. В предыдущих своих комментарии я написал, что могу сделать ирландский звук на бёмке - но с применением "ирландской" техники. А техника Нины Перловны на ирландской флейте не катит. Вот краткий смысл мною сказанного :)
А про свистковые в курсе, ага ;)
Вистл: Carey Parks Ghost Whistle D
Флейта: Pratten keyless copy by Gary Somers
Kostya
 
Сообщения: 83
Зарегистрирован: 25 мар 2008 13:23
Откуда: Barnaul

Re: Звукоизвлечение на ирландской флейте

Сообщение kebelya 16 июл 2013 10:03

Kostya писал(а): ...техника Нины Перловны на ирландской флейте не катит...


На флейтах Дойля, мне кажется, любая техника катит ) Потому сейчас рву на себе волосы, что 2 года потратил на то, чтобы стабильный звук извлекать на ней, но оказалось, что не тот.
Martin Doyle D flute, Overton (by Colin Goldie) Low D whistle, Colin Goldie High D whistle, Generation high F, D & Bb whistles
Аватара пользователя
kebelya
 
Сообщения: 50
Зарегистрирован: 05 ноя 2008 16:50
Откуда: Санкт-Петербург


Вернуться в Irish Flute

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8

cron