Самое раннее упоминание)) |
||
Snowman 27.09.2005 14:49 |
Стукнуло меня сегодня - решил выяснить, каким годом датируется первое письменное упоминание о висле(вообще висле, не только тин) ...нашел что уже около 950 года это слово было использовано в анг-м переводе Библии(Евангелие от Луки), что само по себе факт интересный))) Кто раньше?
P.S. Флейта упоминается у Чосера в 1384 году)) |
|
Андрей 13.03.2006 12:54 |
Меня в связи с этим другое волнует. В Музее музыкальной культуры (зашел туда специально, чтоб на дудки посмотреть)очень много инструментов, похожих на вистл, а иногда - просто вылитые вистлы, только деревянные. Называются все по-разному с пояснением в скобках: флейтовый инструмент. Видно, подобные инструменты существовали всегда и у всех народов. Так вот, жестяные вистлы бытуют у кельтов аж с середины XIX в., но такое впечатление, что вистломания явление совсем новое, на какой ресурс ни зайдешь - все новички: кто-то увлекся в 2003 году, кто-то производит с 2001 года. Похоже, экспансия вистла из стран английского языка начилась примерно в то же время. Странно, где же все раньше были, почему до сих пор не замечали и куда же подевалась русская свирель?
(Судя по описанию в книжках, свирель в оркестре народных инструментов В.Андреева была двухоктавным инструментом от ми до ми с шестью отверстиями) |
|
Andy 13.03.2006 14:20 |
Судя по белорусским и украинским книгам по истории музыкальных инструментов - русских книг, похоже нет - все инструменты торжественно сожжены в период с Ивана Грозного по Екатерину 2- вся информация, что нам осталась :)))
Вистлоподобные инструменты использовались славянами повсеместно века с 10-го, были деревяннымикостяными...где-то с 13-14 века это преимущественно деревянные дудки в ре или соль с шестью отверстиями и "передувом" во вторую октаву. Известно также, что шпильманы всякие путешествовали из Европы в Россию и обратно. На мой взгляд, Андрей, наша музыкальная культура все-таки европейская, многие инструменты к нам пришли именно оттуда. У нас, похоже, никто серьезно не занимался инструментоведением и т.п. Вот и все. |
|
Slayer 13.03.2006 20:24 |
О вистломании. Насколько я изучил это явление, вырисовывается следующая картина.
На волне громадного интереса к ирландской национальной музыке, поднявшейся в Европе и США в 1960-1970 годы также возник и интерес к вистлам, как самым простым и доступным инструментам. Многие люди быди не прочь попробовать играть "ирландский фолк", но тратить много денег и времени на это не хотели :) Вистл был в самый раз. Именно тогда и возникли фабричные брэнды Generation, Walton и пара других. Продажи были громадные. Я думаю, как раз из-за бума ITM вистл окончательно прозвали ирландским инструментом. Увидев и почувствовав тягу людей к вистлу, развернули конкретно направленную работу изготовители ручных инструментов. Вистл стал снова деревянным, и никак не мог называться tin whistle или penny whistle :) Дорогие, но красивые и качественные вистлы уже не считались чем-то несерьёзным и "деревенским", а переместились в ранг настоящих музыкальных инструментов. Всё чаще вистл звучал в аранжировках саундтрэков в кино. В настоящее время у "буржуев" существует постоянный интерес к вистлу, равно как и к ITM в целом. Изготовители имеют свой кусок хлеба, но вынуждены постоянно работать над качеством и спецификой своих инструментов, следуя требованиям и желаниям большинства. Громадную роль играет сайт Chiff & Fipple, являющийся, пожалуй, "Меккой" вистломании и содержащий максимум информации о всём, что касается вистлов. Тамошний форум - драгоценность, какой нет больше нигде. Ну да ладно, а то будет похоже, что я рекламирую сайт :) Как обстоят дела в вистлами у нас, на территории бывшего СССР - сами знаете :) Лично я рад, что мы есть ;) |
|
Andy 14.03.2006 15:51 |
А у нас фолк музыка для подавляющего большинства - это Н. Кадышева и Золотое Кольцо. На волне популярности скупим...что? | |
Slayer 14.03.2006 16:36 |
Ну у нас не так. В Беларуси многие знают Старога Ольсу, Троицу... Хотя далеко не большинство...
Кадышевых и Кольца всякие слушают цётки лет под 60 :) |
|
Банго 15.03.2006 03:01 |
В принцепе сопилки и свирели и кураи не сильно должны отличатся от тогоже вистла... жестяной свисток практичнее тростниковой дудочки... а звук не сильно разный для слушателя не повернутого на музыке вообще... я жалею сильно, что в детстве у деда так и не научился делать дудочки, а он их мастерски делал и играл на них разные веселые мелодии... читал где-то что у башкирских и татарских народных музыкантов самый шик прямо на сцене, на глазах у зрителей из стебля тростника вырезать курай, и играть вместе... строя и поражая зрителей мастерством... хотя думаю и вистл для этого подойдет... сам я играю чаще мелодии украинские да русские народные... какие найду... просто для слушателей не подкованых в ирландщине она понятнее и слушается с болшей охотой... татарскую вообще кайф играть пентатоника облегчает задачу... хотя всего одну татарскую пока подобрал... | |
Andy 15.03.2006 15:40 |
Да мы и в России знаем про Стару Ольсу и художника-националиста :) который им волынки делал...
А вот инструменты действительно в старые времена были в основном свежеизготовленные и недолговечные - вроде свежего стебля,скрученной коры, в случае с фрилками - весенней ветки орешника. Снимаем кольцами кору, раскалываем стволик пополам-вдоль, удаляем сердцевину, складываем, надеваем кольца, даем подсохнуть...перед игрой замачиваем ненадолго для улучшения звука - только еще свисток надо сделать :) |
|
Andvary 15.03.2006 21:39 |
А можно вообще положить на инструменты и просто петь. :)
«Белый камень» кто-нибудь слышал? |
|
Идохебъ 22.03.2006 14:24 |
«Белый камень» Ты имеешь в виду казачий хор?? | |
Роман2005 27.03.2006 08:18 |
Были на Руси вистлы - свирель, сопель и пыжатка которые в основном различались конструкцией свистка. Ближе к центру, к Москве они действительно пропали, а вот в глубинке жили и сохранились.
Из наших фолковых есть Митя Кузнецов и сайт у него есть. |
|
Slayer 27.03.2006 10:19 |
Конечно были... такие конструкции везде были :) | |
Андрей 13.04.2006 13:02 |
Вот, кстати отсылочка на один ресурс о русских народных инструментах
http://rm.hoha.ru/index.php?dir=rus_instr&id=18 Обратите внимание, свирель практически неотличима от вистла(опять я за свое). Более того, там рекомендуется использовать для корпуса инструмента эбонитовую или металлическую (!)трубку. Однажды где-то прочел, что ирландцы вообще все инструменты, которые они используют для своей музыки превращают в ирландские. Поэтому классическая скрипка, когда на ней исполняют ITM, может именоваться фидлом; ирландская флейта - это вышедшая из широкого употребления барочная флейта, а вистл и вовсе инструмент всех народов. |
|
Red-Wat-Shod 13.04.2006 13:35 |
Еще забыл про греческие бузуки) | |
Исаев 13.04.2006 16:47 |
Флейта у ирландцев не барочная. Если она без клапанов - то она своей конструкции, если клапановая - то на базе романтической. А фиддл - это, скорее, относится к стилю исполнения. Бузуки ирландские, Red, отличаются от греческих формой банки и строем, так что ;) Хотя, когда Ирвин их с Балкан припер, по началу играли в классическом варианте (ну, кроме строя). Потом Ирвину этого показалось мало и он сделал на заказ уже современный вариант. А Флек Финн - тот до сих пор пилит на греческих с тремя парами струн :) Так что, ирландцы хоть и используют заимствованые инструменты, но они их адаптируют под свою музыку, в том числе меняя конструкцию. Кто знает, если бы Ирвина не на Балканы понесло, а в Россию - может, мы сейчас перлись бы от ирландской balalayka :))) | |
Red 13.04.2006 17:02 |
С пятью струнами) | |
Red-Wat-Shod 13.04.2006 17:03 |
PS историю бузуки я знаю =Ъ | |
Slayer 13.04.2006 17:33 |
Ирландская флейта - скорее так называемая "германская", получившая широкое распространение в Европе. Потом, будучи вытесненной новой флейтой системы Бёма, эта конструкция "осела" в семьях ирландцев (как в Европе, так и в США), которые не могли позволить купить себе дорогие по тем временам новые "серебрянные флейты". А для традиционного фолка деревянная коническая флейта простой системы подошла как нельзя кстати, вот и получилась "ирландская флейта". Не думаю, что этот инструмент может быть полностью заменён концертной флейтой, равно как и вистл - блокфлейтой или пикколо-флейтой ;) | |
Исаев 13.04.2006 18:03 |
2Red: ну, ты тут не один ;) Может, кому еще интересно ;)) | |
Андрей 13.04.2006 18:19 |
Slayer'у
А что, частично вистл все-таки может быть заменен флейтой пикколо? Слышал, обычные флейтисты ее недолюбливают и даже побаиваются - играть труднее, а даже репертуара нормального нет - так, служит в оркестре для орнаментации. Я видел флейту пикколо в витрине. Ах, какая красавица! Ей за это все можно простить. Даже отсутствие собственного репертуара. |
|
Slayer 13.04.2006 20:06 |
Ну я слыхал, как играют на пикале, очень похоже на фифу традиционную. Тока громко. Да, в оркестре она лишь подхватывает некоторые моменты, соло не ведёт. Хотя может, конструктивно. | |
Andvary 13.04.2006 21:10 |
Идохебъ, да, именно казачий хор. | |
Исаев 14.04.2006 15:38 |
Вообще, Slayer, ты зря. Для пикколо имеется свой репертуар, не очень много, но что поиграть есть :) | |
Slayer 14.04.2006 15:51 |
Я ж не говорю, что нету репертуара :)
У нас в парке часто играет оркестр по пятницам, дык там женщинка на флейтах жжот. Но жжот как правило на пикколо. Я её спросил, играет ли она сольно, она сказала что да, есть такое... Но в оркестрах ей не дают соло, тока аранжировки и т.д. А сама для себя очень даже играет, как сказала, "все на свете могу сыграть" :) |
|
Андрей 14.04.2006 20:05 |
Ух, как интересно!
Еще несколько подобных характеристик, и придется мне разориться на пикколо, не удержусь ведь. Прямо-таки "все на свете"? Я представляю себе ее звук по китайскому танцу в "Щелкунчике". (Не думайте, что я знаю названия всех танцев в этом балете, просто специально послушал запись ради пикколо). Звучит она очень ярко и бодряще, как раз в моем вкусе. Но боюсь, слишком громко. |
|
Slayer 14.04.2006 23:33 |
Дорогая она, если хорошая, и дома точно не позанимаешься... :) |