Статьи |
||
«На главную страницу
Встреча московких вистлеров » Пособие по твикингу вистлов » Советы по снятию свистка » Пример твика вистла Generation » Гимнастика для рук музыкантов » Твикинг вистла Shaw Eb » Диапазонный ряд вистлов » Покупка вистлов в интернете» |
Твикинг вистла (whistle-tweaking)Вступление, или - зачем это нужно?Взяв в руки вистл впервые, человек всё внимание уделяет тому, как именно он взял этот вистл. То есть он следит за пальцами, руками в целом, дыханием и т.д. Со временем он привыкает, обживается, притирается к вистлу. Постепенно пальцы запоминают свои места на отверстиях, свисток уже не выпадает из рта и не тыкается в зубы, дыхание становиться ровным и сосредоточенным. И тогда человек начинает слушать себя и вистл, как своё дополение в целях создания Музыки. Звуки уже - не просто звуки, а ноты, составляющие мелодию. Мелодию же человек старается играть так, чтобы она ему нравилась, причём не только сама мелодия, но и процесс игры. Случается так, что вистл подходит человеку, нравится, удобен, приятен. На нём хочется играть, и игра доставляет удовольствие. Это идиллический вариант, и встречается он относительно редко. Думаю, что вряд ли хоть один человек, увлёкшийся вистлом, не хочет попробовать другие вистлы, ещё и ещё. Это нормально, так положено и должно быть :) Но встречаются случаи и обстоятельства, когда попробовать другие нет возможности, или, попробовав, человек не остаётся удовлетворённым попытками, - ему всё равное что-то не так. Я пока не заостряю - что. Испытывая неудобство, раздражение, скорбь и отчаяние человек начинает думать "что же делать?". И постепенно он осознаёт, что нужно что-то менять в связке "я и вистл". Себя менять - уже всё перепробовал, и дул сильнее, и резче, и руки местами менял, и играл голодным - ничего не помогает. Значит - нужно менять вистл. Не менять, а изменять. А почему нет? Это - вовсе не Божьих рук творение, это материальная и понятная вещь, довольно простая на первый взгляд, неказистая дудочка. Ведь сделали же её - люди! :) И как только человек решиться изменить человеческими же руками сделанный вистл, он становится выше. Он из потребителя становится созидателем. Становится на скользкий, но интересный путь твикера :) Tweak - английское слово, имеющее смысл "щипать". Применительно к вистлу этот глагол означает изменение, доработку, модернизацию, тюнинг и т.п. с целью получения более желаемого в идеале звучания, удобства и др. параметров вистла. Обращаю внимание - твик может и не дать желаемого результата, причём по различным причинам - неправильной технологии, неосторожности, неаккуратности, или вообще конструктивной невозможности достижения конкретной цели в ходе данного вида твика. Как оказалось, слово "tweak" в английском имеет ещё одно значение. В авиации этот глагол носит смысл достижени цели. Думаю, и для вистла, твик, по-возможности, должен давать изменение инструмента к лучшему. Поэтому в дальнейшем условимся не называть твиком надругательства над вистлом, типа "пустить под молоток", "сделать из проклятой дудки ложку", "положить гада на рельсы, как Анну" :) После такого сумбурного вступления, думаю, смысл твика тебе понятен. Перейдём к делу. Твик свисткаСвисток ("whistlehead") вистла имеет своей целью формирование воздушного столба в теле вистла. Колебания этого столба, в основном, и издают звук вистла, который мы слышим. Роль свистка очень важна! Ну, впрочем, как и тела вистла :) Посмотри на рисунок. Я показал схематичное изображение свистка и потока воздуха. Трубка, канал, который ты держишь во рту, получил название "windway", то есть "путь ветра". Я буду звать его просто канал. Тонкий кусочек материала свистка, на который направляется струя воздуха из канала называется "soundblade", то есть "звуковое лезвие". У нас это просто лезвие :) Избыточное давление, формируемое нашими лёгкими, вызывает одностороннее движение выдыхаемого воздуха по каналу. Обрати внимание - я показал воздух неплотными точками до входа в канал, и при выходе из него. В самом же канале поток воздуха довольно равномерный и плотный, потому и нарисован однородно. Чем дальше находиться рассматриваемая точка от выхода канала, тем более ослабленная и рассеянная струя воздуха в данной точке. Это понятно, ведь выходящий из канала поток встречает на своём пути неподвижный воздух, и, воздействуя на него, заставляет двигаться, теряя при этом свою энергию и направление. Попадая на лезвие, поток воздуха рассекается им на две части - два потока. Верхний поток уходит из вистла наружу, и исчезает, поглощается внешним воздухом уже буквально через несколько сантиметров. Музыкального звука он не производит, поэтому нам неинтересен, и рассмотрен не будет. Нижний поток уходит в тело вистла, и воздейтствует на воздух, заключённый там. Этот воздух находится в других условиях, чем воздух вне вистла. Он заключён в трубку, имеющую конечные и определённые размеры. Когда поток воздействует на воздух в трубке, он сжимает этот воздух, причём в направлении, не паралельном трубке. Возникают колебания столба воздуха в теле вистла, вызываемые энергией выходящего потока. Любые колебания не могут продолжаться сами по себе, ибо всегда есть потеря энергии. В случает со струной гитары затухание медленное, потому струна звучит долго после щипка. Столб же воздуха в вистле полностью зависит от потока из свистка, потому что этот поток не только даёт энергию, но и создаёт саму колебательную систему. Без определённого направления потока воздух в трубке колебаться не начнёт, какую энергию ему не передавай. Частота колебаний столба определяет высоту издаваемого звука, его уже можно назвать нотой. Сама же частота определяется практически только длиной столба, а значит, и трубки вистла. Показанная на рисунке выше картина колебаний - условна, я нарисовал её для наглядности. На самом деле частота колебаний воздуха, если изобразить её кривой внутри тела вистла будет такова: Этот рисунок соответствует первой гармонике вистла. Я не буду вдаваться в теорию и говорить о точках максимального и нулевого давления и прочих вещах. Есть формулы, которые позволяют рассчитать частоту колебания воздуха для данной его плотности и длины столба. Нам же более интересна практика. Если дуть в свисток сильнее, направление и сила потока внутри тела вистла изменяются, и колебания происходят с удвоенной частотой - вистл передувается. В этом случае мы играем во "второй" (верхней) октаве. Ещё более сильная струя может вывести вистл в третью октаву, но это явление не находит широкого применения. Рассмотрим, как влияет свисток на физику передувания. Формируемая струя из канала рассеивается на пути к лезвию, становясь слабее и шире. Несосредоточенная струя менее склонна к передуванию, чем тонкая. Поэтому формулируется такое правило: Чем ближе лезвие расположено с каналу, тем меньшая интенсивность струи в канале вызывает передувание вистла. Из правила следуют два вывода:
Естественно, что нам, как исполнителям, нужен балланс октав - устойчивая первая, но и без трудностей достижимая вторая. Этот балланс является индивидуальным параметром для каждого человека. Изготовители вистлов попытались сделать его усреднённым - удобным для основной массы людей. Хотя разные вистлы отличаются даже в этом значении. Рассмотрим способы изменения параметров передувания вистла. 1. Самый простой и часто довольно эффективный способ - заполнение пустоты под каналом вистла каким-нибудь веществом. При этом не только облегчается передувание, но и снижается громкость вистла, особенно во второй октаве. Веществом может быть пластилин, пластика, парафин и т.д. Для опыта я рекомендую сначала просто затолкать в пустоту кусочек плотно скатанной ваты. Постарайся, чтобы заполнитель сильно не выступал за выход канала, когда смотришь на свисток сверху. Этот вариант твика довольно безопасен - вещество можно выковырять, если результат не понравится. Как правило, такой твик хорошо работает на вистлах Walton, Feadog, и практически не работает на свистках Sweetone и Meg. 2. Усложнить передувание можно, увеличив расстояние между каналом и лезвием. Реально это осуществимо только укорачиванием лезвия. Только вистл Clarke Original позволяет изменять канал, выдвигая-задвигая деревянный фиппл в свистке. Если ты решишься укорачивать лезвие - действуй очень осторожно и неспеша. Любая ошибка может заметно ухудшить вистл. Укорачивать лучше всего срезая слой пластмассы скальпелем, или соскабливая этот слой постепенно, располагая лезвие скальпеля перпендикулярно плоскости лезвия. После даже незначительного соскабливания пробуй вистл - играй на нём. Если результат устраивает - остановись. При срезании/соскабливании старайся не менять саму форму лезвия, о которую рассекается воздух - это позволит по-возможности сохранить тембр звучания вистла. 3. Следующий способ - затупление лезвия. Он вызывает изменения тембра и характера звучания вистла. Вистлы типа Feadog и Generation имеют остро заточенный край лезвия. Затупляя (вот же слово!) его, мы вызываем изменение угла и формы потока, входящего в тело вистла. Передувание гарантированно облегчается, но звук становиться более шипящим и мягким. Часто пропадает визг вистла на некоторых нотах. К вистлам Generation применять этот твик не советую, их звук и так довольно мягкий и воздушный. Осуществлять притупление лезвия можно по-разному. Удобно делать это сглаживание лезвия большой швейной иглой, проводя с небольшим усилием по краю лезвия. Игла должна быть гладко полированной, иначе существует риск абразивного стачивания, а не сглаживания лезвия. Рекомендую смазать иглу маслом (кремом) для лучшего скольжения. Вместо иглы можно пользоваться небольшой отвёрткой с гладкой рабочей поверхностью. Существует способ, при котором лезвие притупляется и укорачивается сразу. Для этого используется полоска бумаги широной с лезвие, которую протягивают по краю лезвия. Свисток для этого необходимо снять с тела вистла. Не следует двигать полоску быстро - это может повлечь нагревание и оплавление лезвия. Делай это медленно, и пробуй время от времени, как менятся вистл в игре. Легко догадаться, что, заостряя лезвие, получим более трудное передувание, и яркий, резкий, менее шипящий звук. Но этот способ вряд ли стоит применять к штатным лезвиям. Тупой край имеет только Walton, но его параметры передувания соответствуют этой форме. Заострение портит вистл. 4. Способ трудный и не всегда возможный - изменение высоты расположения края лезвия. Чем ниже находится край, о который рассекается воздух, тем легче выполнить передувание выстла. Так происходит потому, что выходящий из канала воздух расходится вверх и вниз, и чем дальше от оси (горизонта) канала, тем угол расхождения больше. Опуская лезвие, мы даём возможность ему отсечь в вистл преимуществоенно те потоки, которые значительнее изогнулись вниз, выходя из канала. Эти потоки склонны к передуванию, чем прямые потоки. Опустить лезвие можно той же иголкой или отвёркой, просто сильно нажимая на него. У вистлов Sweetone и Meg согнуть лезвие просто - оно тонкое и мягкое. Другие вистлы могут противиться этому, и требуется большое усилие для твика. Поднять лезвие можно отвёрткой, но уже изнутри свистка, сняв его с трубки-тела. Работать нужно плоскостью инструмента, чтобы не нанести царапин на лезвии. 5. Опасный и очень сильный способ затруднить передувание - срез нижнего края выхода канала. Опасен он тем, что после такого твика назад пути уже точно нет. Такой край канала формирует струю, направленную вниз в большей степени, чем ровный край. Передувание затрудняется заметно, причём увеличивается громкость вистла. Будь осторожен с этим твиком! Данное изменение лучше делать, когда после другого вида твика вистл очень (слишком, нежелательно) легко выходит на верхнюю октаву. Практически эта работа осуществляется или скальпелем, сняв трубку и просовывая его внутрь свистка, или полоской бумаги с дополнительной точкой опоры, которой может служить подходящая отвёртка: Не спеши, стачивая или срезая угол канала, пробуй почаще, как изменился вистл в игре. Обращаю внимание на тот факт, что почти все hi-end вистлы имеют скошенный край канала. Это делает нижнюю октаву более устойчивой на самых низких её нотах. Если решишь сделать вистл сам - учти это. 6. Простой, безопасный, но не очень серьёзный способ. Заключается в наклеивании полоски скотча на свисток сверху, как бы "продлевая" канал. Этим способом можно заметно изменить характер вистла, однако выглядит вистл при этом немного несолидно :) Променение скотча возможно также в отношении лезвия. Наклеивая различные (выступающие и не выступающие за край) кусочки можно менять звука вистла довольно значительно. Изменение тембра звука вистлаВообще же, изменение темба также осуществляется практически только изменением лезвия. Однако, не лишним будет сделать следующее. Сними свисток и внимательно осмотри его внутри. Там не должно быть мусора, частичек пластмассы. Если они есть - аккуратно удали скальпелем. Все лишние выступы и частички в свистке часто ухудшают, "пачкают" звук. Канал также должен быть чистым и ровным. Торец (край) трубки-тела вистла, входящий в свисток, обычно острый. Если можешь, закругли его мелкой наждачной бумагой и отполируй о доску или что-то подобное. Гладкий закруглённый край не будет делать стружек пластмассы, когда ты одеваешь свисток. Я закругляю и другой конец трубки - чтобы вистл был менее разрушителен для карманов, если он носится в карманах :) Для звука вистла характерно правило, которое я упоминал выше: Более острый край лезвия придаёт звуки ясность, звон, визг и пронзительность. Более тупой край смягчает звук, добавляет шипящий характер, особенно на высоких нотах. Чем дальше лезвие от канала - тем громче вистл. Чем ниже лезвие от оси канала - тем тише вистл. А в целом, тембр вистла тесно связан с его физикой передувания и находится в большой зависимости от неё. Поэтому способов изменения тембра, которые не влияли бы на балланс вистла, почти нет. Хорошие результаты даёт способ 1 изменения свистка. Убрать немного визга можно, применив способ 3 с бумагой. Способ 6 хорош для изучения процесса именения параметров свистка. Чтобы заметно изменить звучание вистла, следует применять "глубокий твик", заключающийся в замене лезвия. Штатное при этом укорачивается на несколько миллиметров, стачивается по высоте в зависимости от предполагаемой толщины нового лезвия. Горб на лезвии свистка Generation нужно срезать. Новое лезвие - это, как правило, пластинка из пластика или плёнки, стекла и т.д. - наклеивается на старое лезвие, создавая новый край, встречающий воздух. В результате получается полигон для опробывания различных форм и положений лезвия. Выше описанные советы действуют и в отношении нового лезвия, поэтому, если ты решишься на модернизацию таким радикальным образом - будет возможность много чего попробовать. Твик тела-трубки вистлаWhistlebody - это трубка с игровыми отверстиями. Её задача - формировать колеблющийся столб воздуха, издающий звук. Когда все отверстия закрыты, вистл издаёт самую низкую ноту, от которой он получает своё тональное название. Эта нота является основной нотой мажорного строя вистла, и иногда называется bell note. Открывая отверстия, мы укорачиваем струю воздуха в теле, и она вынуждена колебаться с более высокой частотой. Отверстия сделаны так, что постепенное их открытие, начиная с конца вистла, даёт звуки мажорного звукоряда. Положения и диаметры отверстий далеко не случайны! Каждое из них обеспечивает точное звучание не одной ноты, а нескольких. В общем случае, схема и размеры отверстий у всех вистлов относительно схожи. Однако, возможны вариации с учётом следующего правила: Любое игровое отверстие вистла может быть приближено к свистку вистла, при этом будучи уменьшено в диаметре, и наоборот - отверстие может быть удалено от свистка с увеличением диаметра. Это правило действует в некоторых пределах, то есть отверстия всё равно не могут быть сдвинуты на большое расстояние без потери равномерности звука и тембра соответствующих нот. Твик тела подразумевает под собой практически только способ изменения строя вистла. Не тональности, а именно отношения частот различных нот строя между собой. 1. Вистлы копмании Clarke, выпускаемые в настоящее время имеют неплохой строй, но всё-такие не совсем точный. Нота E (Ми) на них звучит немного диезно. Понизить её можно, если дуть в вистл очень слабо именно на этой ноте. Но этот путь - не лучший выход. Удобнее применить всё тот же скотч. С помощью него следует закрыть (заклеить) небольшую часть (примерно 1/4) последнего (от свистка) отвертия. Лучше обернуть вистл скотчем пару раз - так слой на отверстии будет толще и долговечнее. Этот вариант твика - единственный способ, который я знаю для понижения Ми. Впрочем, если ты не замечаешь диезности этой ноты на своём вистле - применять такую операцию нет необходимости. 2. Гораздо хуже в отношении строя обстоит дело с вистлами тональности D производства Walton's. Их нижние две ноты (Ре и Ми) заметно завышены по отношению к остальным. Это создаёт неприятное впечатление при прослушивании мелодий и их исполнении. Почему производитель так и не исправил эту ошибку - я не знаю... Но есть два способа, в некоторой степени помогающие устранить данную проблему. 2.1. Применение того же скотча. Для этого следует использовать скотч дважды. Первым куском делается "продление" тела вистла на 4 миллиметра - дуло вистла просто обматывается несколько раз так, чтобы край скотча выступал из-за трубки. Вторым куском скотча умешьшается второе отверстие, если считать от дула вистла. Насколько закрыть отверстие - это решать тебе. Лучше всего проверять настройку при помощи программы-тюнера, которую можно скачать на сайте в разделе "Файлы". Я обычно заклеивал около 1/3-1/4 отверстия. Упомяну тот факт, что знаменитый твикер Джерри Фримэн для продления тела вистла надевает на трубку дополнительное латунное кольцо. Это гораздо лучше, чем продление скотчем. Лично я так и не смог найти трубку, подходящую для плотного насаживания на тело вистлов от Walton.2.2. Способ сложный, но догловечный. Заключается в увеличении отверстий. При этом строй вистла остаётся неидеальным, но "вытягивается" по октаве , и не так режет слух. Увеличение отверстий - относительно сложный твик. Необходимо затратить довольно много времени для этого. Латунные вистлы я рассверливал дрелью, зажав её в тиски. Вистл при этом опускал отверстием на сверло, и круговыми движениями растачивал отверстие. Внимание: сверло должно быть меньшего диаметра, чем отверстие и свободно входить в него. Для расточки используется не торец сверла (как при сверлении), а боковая поверхность, выполняющая роль вращающегося напильника. Чтобы не повредить трубку торцом сверла изнутри, лучше подсунуть под сверло кусок плотной бумаги или картона. Следует почаще пробовать вистл на тюнере, занимаясь этим твиком. Ведь уменьшить отверстие уже не получится. Для алюминиевых вистлов Walton's Little Black и Guinnes увеличение отверстий можно и лучше делать простым вырезанием. В этом случае необходим острый тонкий нож или скальпель. Материал этих вистлов очень тонкий и мягкий, и срезать стружку по краю отверстия не составляет никакого труда. Но спешить не стоит - легко испортить вистл неловким движением. Чтобы не подбирать размеры отверстий, могу предложить окончательные диаметры, которые я считаю оптимальными. Они указаны на рисунке в миллиметрах. Внимание: эти диаметры я определил для случая, когда центры отверстий не смещались, то есть отверстия были увеличены равномерно во всех направлениях. 3. Экзотический способ небольшого изменения характера звука вистла. Этот способ изобрёл Yauhen. Данный твик позволяет сделать звук вистла тише и мягче. Собственно вистл при этом не меняется. На трубку-тело снизу наклеивается длинная полоска медицинского лейкопластыря. Полоска может иметь разную длину, и, в результате давать различную степень эффекта. Насколько я понимаю процесс, вязкий лейкопластырь поглощает колебания и некоторые резонансы трубки, приглушая звук. Ещё один плюс - вистл становиться менее скользким в руках. Но знай, что после снятия лейкопластыря, противный клей с вистла удалить не совсем просто, но можно, используя спирт и подобные жидкости. Остерегайся попадания этих жидкостей на свисток. Описанные способы подстройки вистла годятся для всех моделей. Использование скотча совершенно безвредно, и может применяться без опаски. Увеличение отверстий требует обдумывания. Ведь изменение отверстия влечёт за собой изменение частоты не только одной ноты. Особую осторожность соблюдай с первым (от свистка) отверстием! Даже незначительное его увеличение заметно изменяет высоту "Чистой ДО", и способ "ОХХ ООО" может после этого давать не совсем хороший результат - нота будет завышена. Расточка отверстий на никелированных вистлах может вызвать повреждение покрытия (слоя никеля), которое впоследствие получает склонность к дальшейшему разрушению. Это одна из причин, по которым я предпочитаю латунные трубки. Твик вистла "Clarke Original"Этот вистл я выделяю отдельно из-за его оригинальной конструкции. Являясь наследником первых тин-вистлов, Clarke Original построен по тем же принципам. Данный инструмент обладает характерным "дышащим" звуком, немного напоминающим флейту. Он негромок, чист, но не просто чист, а даёт глуховато-шипящий оттенок, что делает его максимально подходящим для исполнения традиционых мелодий. Всеми признанным недостатком этого вистла является большой расход воздуха во время игры. Я должен сразу отметить то обстоятельство, что именно большая и медленная струя воздуха из канала вистла Кларка является одной из причин его характерного звука. Поэтому твикинг, имеющий целью снижения потребления воздуха, в той или иной степени изменит звук вистла. Для начала расскажу об "эстетическом" твике. Обработка деревяннго фиппла и твик свисткаФиппл изготовлен из дерева, и, как любому изделию из дерева, ему присуще старение и видоизменение. Особенно всилу того, что фиппл находится в контакте с влагой, он быстро теряет свой красивый оранжево-деревянный оттенок, и становиться просто грязным. Чтобы избежать этого, я некомендую следующий способ. 1. Если вистл уже заигран, то есть фиппл уже изменил свой цвет, его необходимо зачистить мелкой наждачной бумагой до чисто-деревяннго цвета. Естественно, я имею в виду только ту плоскость фиппла, что помещается в рот играющего человека. Когда фиппл зачищен и высушен, в канал следует плотно вставить походящий по толщине переложенный кусок бумаги, так, чтобы эта бумага полностью закрыла доступ в канал. Теперь берём цианкрилат, более известный как "суперклей". Эта жидкость - просто отличная штука. Дерево, пропитанное ею, приобретает огромную прочность и становиться на порядок более защищенным от грязи. Никакой лак не даёт такой прочной и глубокой пропитки, как цианкрилат. Мы применим суперклей для покрытия наружной плоскости фиппла. Бумага не даст возможность попасть этой страшной жидкости в канал. Когда пол канала, образованный фипплом не покрыт ничем, он впитывает выдыхаемую влагу, замедляя засорение ею канала. Действовать нужно быстро, но аккуратно. Суперклей наносится штатной насадкой из тюбика простым равномерным намазыванием во всей плоскости грани фиппла. Ты заметишь, что цианкрилат быстро впитывается в дерево, и оно как бы "высыхает" на глазах. Можно впитать в фиппл довольно много клея, но я думаю, хватит 2-3 слоёв. Во время и после нанесения клея вистл следует подержать намазанной плоскостью вверх, пока поверхность не затвердеет. Вдыхать эту гадость не рекомендую, и вообще, будь осторожнее с этим веществом! Если при высыхании поверхность мутнеет - не волнуйся. Цианкрилат затвердевает имеено от влажности воздуха, и помутнение означает, что в твоей мастерской влажность довольно высока (или это ты так волнуешься? ;) ). Когда клей затвердел, его можно полировать о прочную бумагу, войлок и т.д. Слой становится чище, прозрачнее, и напоминает лак для дерева. Но гораздо прочнее и долговечнее. Описанный твик не затрагивает физические свойства вистла. Если же ты хочешь уменьшить расход воздуха, предлагаю пару способов сделать это. 2. При изготовлении вистлов Clarke Original технологический процесс довольно прост и быстр, поэтому часто могут образовываться щели между фипплом и телом вистла. Эти щели не играют музыкальной роли, а только лишь выпукают лишний воздух, которого и так не хватает :) Чтобы избавиться от щелей, лучше вынять фиппл из вистла. Обычно, он вклеен не очень хорошо, каплями клея, похожего на эпоксидную смолу. Такой же клей лучше использовать и для вклейки фиппла на место. Купить эпоксидный клей сейчас не проблема. Если смола без примесей, то затвердевая, клей приобретает близкий к дереву, коричневатый цвет - это нам очень кстати. Важная и решающая особенность эпоксидного клея заключается в том, что, затвердевая, он не уменьшается и не увеличивается в объёме, как почти все другие клея. Поэтому, если с помощью этого клея вклеить фиппл без щелей, то они не возникнут после затвердения. Однако, имеется один важный момент. Только что приготовленный клей, случается, бывает довольно жидким (текучим), и при вклеивании фиппла может стечь вниз, образовав щели. Я рекомендую смазать свежим клеем нужные плоскости фиппла и вистл внутри, но сразу не вставлять фиппл на место. Пусть клей немного загустеет до консистенции, при которой он не течет. Тогда наноси его на фиппл и в вистл ещё раз, уже больше, и вставляй фиппл. Излишки клея выдавяться сами, снаружи их нужно вытереть, а внутри вистла они не страшны - на звук не повлияют. Клади вистл в тепло - так клей затвердеет бытрее. Эпоксидная смола - не витамин, а довольно вредная штука. Поэтому дай ей как следует засохнуть, перед тем, как играть на вистле. После этого вклеивания можно применить твик номер 1, чтобы заодно очистить наружную грань фиппла от случайно попавшего клея. 3. Если ты чувствуешь, что заделка щелей всё равно не даст тебе желаемого снижения потребления воздуха, есть путь добиться этого, но знай, что звук почти гарантированно изменится. Способ заключается в изменении формы канала. Канал образовывается телом вистла и фипплом, и имеет вид арки. Эту арку можно приплюснуть, уменьшив поперечное сечение канала. Однако, не всё просто. Глянь на рисунок.
Подписанный цифрой "1" случай - это нетронутый вистл (вид в свисток). Ты видишь, что канал довольно широк и высок. Если сжать его сверху, сделав потолок плоским, то излишки объёма вистла (ведь окружность вистла уменьшить нельзя) выступят по краям. При этом, скорее всего, "родной" клей отколется, и образуются большие щели - рисунок "2". Конечно, эти щели можно заклеить описанным способом 2. На рисунке "3" показан клей синим цветом - для понимания. Ещё один вариант после сжатия - изготовить новый фиппл самому, который будет соответствовать новой форме свистка - рисунок "4". Если ты пойдёшь этим путём - для фиппла выбирай твердое дерево типа дуба, а лучше - можжевельник (он классно пахнет). Изменяя форму свистка, знай, что если твой вистл окрашен, то краска, скорее всего, будет откалываться, и под ней ты увидишь жесть - покрытую оловом сталь. Если процарапаешь олово - в этом месте вистл получит "слабое" место, и может начать ржаветь, особенно если не сушить его и оставлять во влажных местах. Изменение лезвияЛезвие вистла Кларка выполняет ту же функцию, что и всегда - рассекает поток воздуха. И нему справедливы те же правила, которые я указывал ранее. У Clarke Original лезвие имеет интересную форму - как бы буквы "U". Так произошло потому, что вистл изготавливается из цельного листа жести, и опустить край лезвия вниз удобнее всего так - просто надавив на него сверху посередине. Однако, ты можешь сделать его более плоским, используя отвёртку или нож. Для этого приподними середину лезвия вверх, а потом равномерно прижми всё лезвие вниз, чтобы оно по-возможности было прямым. Это даст немного другой и более громкий звук. Учти, что краска в этом случае может также отколоться. Чтобы снизить вероятность этого, лучше пользоваться пластиковой или деревянной палочкой-пластинкой. Если твой вистл окрашен в черный цвет, есть возможость сделать звук более чистым и ясным. Для этого необходимо сколоть краску с края лезвия. Слой краски довольно толстый, и заметно смягчает звук вистла, при этом облегчая передувание. ЗаключениеЯ познакомил тебя с основными способами твикинга вистлов и сущностью процесса звукообразования. Надёюсь, эта информация оказалась полезной. Я не возлагаю на себя ответственность за неудачные попытки твика, приведшие к выходу вистлов из строя. Я не гарантирую, что все описанные способы позволяют достигнуть идеального результата. Цель статьи - указать тебе начальный путь и методы, если ты решишься изменить вистл. Теперь всё зависит от тебя. Happy tweaking! :) |