Как играть. Урок 1.

 
« На главную страницу

Урок 1 »

Урок 2 »

Урок 3 »

Урок 4 »

Урок 5 »

Урок 6 »

 

Это очень просто! Сыграть свою первую, несложную мелодию можно уже через несколько минут, после того как ты впервые взял вистл в руки.

Опыт игры на других инструментах совершенно необязателен. И про плохие отметки в школе на уроках музыки можно забыть (хорошие отметки тоже не важны, кстати).

Все уроки приводятся для вистла D

D -- это такая тональность (по-русски "Ре"), самая распространённая для ирландской музыки. Если ты учишься на вистле в другой тональности -- будь готов к тому, что записи мелодий и нот в этих уроках сделаны на вистле D, и на слух отличаются от того, что выходит у тебя.

Как держать вистл

Берём вистл так, чтобы указательный, средний и безымянный пальцы одной руки ложились на верхние три дырочки, а указательный, средний и безымянный пальцы другой руки -- на нижние три дырочки.


Какую руку поставить сверху

Лучше левой рукой держать вистл за верхнюю часть, а правой -- внизу. При игре одинаково часто приходится шевелить пальцами обеих рук, поэтому ни правши, ни левши преимуществ не имеют. На вистле можно замечательно играть и с обратной постановкой рук (правая сверху). Однако, другие родственные инструменты (например, ирландская флейта), часто приспособлены для традиционного расположения рук. Привыкнув играть по-другому переучиться будет трудно.

Как закрывать дырочки

Дырочки нужно закрывать подушечками пальцев, а не их кончиками. Так получается плотнее, а неплотно закрытое отверстие свистит, шипит, пропускает воздух и мешает сыграть нужную ноту.


Следи за тем, чтобы пальцы не были напряжены. Сначала кажется, что чем сильнее ты сжимаешь вистл, тем плотнее закрываешь дырочки. На самом деле держать вистл мёртвой хваткой совсем не обязательно, а даже нежелательно - будут уставать пальцы и кисти рук.

Дуем!

Берём вистл, закрываем три верхние дырочки и дуем в него.

Дуть в вистл нужно очень нежно! Если дуешь правильно, а дырочки закрыты плотно, получится вот такая нота:

Если ты слышишь какой-то другой звук -- причины может быть только две. Либо неплотно закрытые отверстия, либо неправильная сила воздушной струи -- попробуй дуть посильнее/послабее. Кстати, каждая нота на вистле обозначается соответствующей буквой от "A" до "H". Та, что ты только что сыграл, называется "G" (или по-русски "Cоль").


Ту-ту-ту

Когда начинаешь дуть в вистл, нужно языком выделять начало ноты, как бы произнося "туууу". При этом приставляешь сначала язык к нёбу и легонько выбрасываешь воздух -- получается резкий переход к звучанию, как его ещё называют -- атака.
Вот, послушай как это звучит:

Если этого "тууу" не делать, начало ноты получается вялым. Попробуй оба варианта и почувствуй разницу.Да, кстати, все эти трюки с выделением нот называются артикуляцией. Артикуляция языком по-английски называется tonguing (как это по-русски? языкание?! 8)).Для начала я рекомендую выделять таким образом каждую ноту, которую ты играешь.

Нота "A"

Нота "G" получается без проблем? Отлично. Разучиваем следующую. Закрываем теперь две верхние дырочки:


Так она звучит:

Нота B

Со следующей нотой - СИ - никаких проблем уже быть не должно. Оставляем закрытой одну верхнюю дырочку. Если при этом вистл выпадает у тебя из рук -- можешь придерживать его нижней рукой, за нижние дырочки (одну-две). На звук это не повлияет.


Ты не забываешь про "туууу"?

Мелодия. Первая часть.

Ты уже знаешь достаточно нот, чтобы сыграть мелодию. Сначала послушай её:

А теперь посмотри на запись, это не совсем нотная запись. Снизу, под каждой нотой ты видишь, во-первых, её название, а во-вторых --схему дырочек, которые нужно закрыть на вистле, чтобы эту ноту сыграть.


Обрати внимание, что не все ноты в этой мелодии имеют одинаковую длительность. Ноты B и A в середине мелодии, и G в конце должны звучать в два раза дольше остальных. В нотной записи эти ноты нарисованы с незаполненной точкой, а также специально увеличена дистанция (визуально) до следующей ноты. Послушай мелодию ещё раз и обрати внимание как они звучат.

Попробуй сыграть этот фрагмент мелодии самостоятельно. Или можешь играть вместе с записанным файлом, одновременно. В этом случае явно будут слышны твои ошибки. А в случае верной игры твой вистл и "Кларк" Лёши Кукушкина будут звучать в унисон.

Дальше - Урок 2

 

Slayer®