Как играть. Урок 6.

 
« На главную страницу

Урок 1 »

Урок 2 »

Урок 3 »

Урок 4 »

Урок 5 »

Урок 6 »

 

Ноты второй октавы. "Передувание".

Ты уже знаешь, что диапазон музыкального ряда вистла - две октавы. Этого диапазона вполне достаточно, чтобы играть большинство традиционных мелодий. Однако, из этого большинства практически все мелодии требуют извлечения звуков более чем одной октав. Короче, я клоню к тому, что тебе придётся овладеть полным диапазоном вистла, если хочешь играть традиционный кельтский фолк. На самом деле, это совсем не сложно.

Сначала - немного теории. Как следует из Урока 4, одноимённые ноты разных октав звучат схоже. Это происходит потому, что звуки, обозначаемые этими нотами, имеют частоты основного тона (иногда это называется первой гармоникой) отличающиеся в чётное количество раз (в 2 или 4 раза). Мы уже знаем о том, что ноты D (Ре нижняя) и D' (Ре верхняя) берутся на вистле практически одинаково. Отверстие, самое ближнее к свистку вистла открывается для более простого передувания. Ты, наверное, уже догадываешься, что для остальных нот вистла всё будет точно также. Только верхнее оверстие открывать уже не нужно.

Если мелодию из Урока 5 ты не пропустил(а), а выучил, значит, нота E' (Ми верхней октавы) тебе уже знакома.

Посмотри на нотную запись:


Здесь показана "почти" гамма, но каждая нота присутствует дважды, для обеих октав. Теперь ты ясно видишь, что одноимённые ноты нижней и верхней октав берутся одинаково. Вся разница лишь в том, с какой силой нужно дуть в вистл, чтобы получить ноту. В этом простота и сложность вистла. Умение правильно выдувать ноты - один из важных этапов освоения этого инструмента.

Вот как это звучит

Попробуй играть изображённые на рисунке ноты. Ты сразу заметишь, что чем выше нота нижней октавы, тем сильнее нужно дуть для извлечения такой же ноты верхней октавы. Играть самые высокие ноты для тебя может показаться вообще невозможным :) Это пока.

Сделай следующее: начни играть какую-нибудь ноту нижней октавы и постепенно увеличивай интенсивность воздушной струи, вдуваемой в свисток. В какой-то момент произойдёт интересное явление: звук как бы перепрыгнет вверх, и будет уже звучать та же нота верхней октавы. Это ОЧЕНЬ важный момент физики вистла. Именно характер этого "перехода" является одним из важнейших показателей, отличающих различные вистлы.

Если на одних вистлах этот переход чистый и чёткий, то другим свойственно пищать, визжать, скрепеть между нотами, если струя наращивается постепенно. Вистлы компании Clarke считаются простыми в этом отношении. "Прыжок" на октаву вверх они делают довольно быстро и чисто. Вистлы других марок делают это иначе, некоторые - совсем плохои и "грязно". Поэтому, обычно, если в мелодии встречается переход с ноты нижней октавы на ноту верхней, то ноту верхней берут с выраженной атакой.

Что такое атака? Это, попросту говоря, "ту!" произносимое при извлечении ноты. Именно звук "ту!" обеспечивает толчок струи в свистке, который с "запасом" передувает ноту, не позволяя появиться постороннему немузыкальному шуму вистла. В записи выше я именно "тукал" все ноты. Хотя вистл (Clarke Original) позволял бы справляться и постепенным (равномерным) передуванием. Попробуй "тукать" ноты, и ты заметишь, что верхняя октава не так сложна, как кажется.

Теперь попробуем сыграть восодящую гамму на две октавы подряд - от нижней Ре до Ре третьей октавы (многие вистлы позволяют играть Ре третьей октавы).

Здесь ты также можешь слышать, что я извлекаю все ноты с атакой. Попробуй научиться играть эту гамму. Для каждой более высокой ноты требуется большее давление и более резкий, акцентированный звук "ту".

Теперь послушай вот эту запись гаммы

Замечаешь? Я не тукаю ноты, а играю их лишь пальцами, увеличивая постепенно интенсивность струи, но не прерываю её. Значит, для высоких нот не всегда обязательно делать атаку?

Да, это так. Дело в том, что при игре восходящих нот на вистле, если струя воздуха ровная и сильная, почти всегда можно, открыв одно отверстие, получить следующую в звукоряде ноту. При этом дуть нужно с небольшим запасом, то есть немного сильнее, чем требуется просто для поддержания звука нижней ноты. Это явление объясняется тем, что при звучании одной ноты столб воздуха в трубке вистла уже обладает энергией, и открывая отверстие, мы укорачиваем его, и воздух продолжает колебаться, но уже с большей частотой. В случае же, когда высокую ноту нужно извлечь отдельно, после тишины - мы не имеем колебающегося столба в вистле, и тогда его нужно создавать, посылая струю резче.

Описанное явление позволяет играть высокие ноты одна за другой, не выделяя их "туканием", причём "спускаться" вниз по звукоряду всегда намного проще, чем подниматься вверх. Часто даже нужно ослаблять струю, особенно, когда требуется сыграть ноту нижней октавы сразу после ноты верхней. Иногда даже непрерывное звучание вистла не представляется возможным, если за относительно высокой нотой верхней октавы нужно играть довольно низкую (Ми или Ре) ноту нижней. В таком случае приходиться прерывать звук, и начинать низкую ноты с тишины, лёгкой атакой.

Таким образом, играя мелодии, можно "тукать" практически все ноты, или не тукать почти никогда. В зависимости от этого мелодии будут звучать по-разному. Атакуя каждую ноту, мы создаём чёткий, ритмичный рисунок произведения. Не "тукая", сливая ноты, мы заставляем "журчать" мелодию, делаем похожей на трель птиц. Я не собираюсь навязывать тебе стиль игры (а "тукать" или "не тукать" - это одна из составляющих стиля игры на вистле). Просто показываю возможности исполнения.

Всё выше сказанное - это "ничего" без практики. Поэтому научись играть восходящие гаммы "тукая" и не "тукая", и привыкай к требованиям твоего вистла. У тебя не обязательно должно получится всё сразу, и хорошо. Ведь у разных людей разные способности, но в конце концов любой может овладеть хитростью извлечения любых нот на вистле. Единственное, что необходимо - это тренировки, ах, ну и желание, конечно! :)

А чтобы усваивать принципы было интереснее, предлагаю разучить следующую мелодию. Она потребует от тебя аккуратного извлечения различных нот.

Egans Polka


Вот как она звучит эта очень распространённая и простая мелодия:

Обрати внимание, я делаю вдох не всегда в одном и том же месте мелодии. Играя часть А первый раз, я вдыхаю в конце части, перед повтором. Второй раз в части А я делаю вдох дважды - в предпоследнем такте (после сильной доли, укорачивая длительность ноты) и после всей части, как и первый раз. В части В первый раз я делаю вдох, как и в части А - в предпоследнем такте и перед повтором всей части, второй раз - в пятом такте, разбивая вдохом ноту Фа. Таким образом мелодия звучит живее и интереснее.

В польках возможны самые разнообразные варианты вдоха, потому что размер и пульсация ритма полек очень простые и явные. Вдыхать можно практически всюду, укорачивая или пропуская ноты. Однако нельзя пропускать или сдвигать сильные доли, не забывай об этом.

Продолжение будет позже...:)

 

Slayer®